Утверждены

Приказом Министерства

регионального развития

Российской Федерации

от 21 марта 2011 г. N 101

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПОДПРОГРАММ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАЧ

СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

1. Настоящие методические рекомендации по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях создания совместно с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, системы начальной профессиональной подготовки работников строительной отрасли, а также создания на базе учебных центров таких компаний системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников строительной отрасли, повышения эффективности обеспечения высококвалифицированным кадровым составом субъектов предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства - непосредственных исполнителей в субъектах Российской Федерации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

2. Подпрограммы кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства (далее - Региональные подпрограммы) рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования в целях обеспечения достаточного количества специалистов строительной отрасли для реализации задач, запланированных в региональных программах развития жилищного строительства.

Настоящие Методические рекомендации содержат основные предложения по разработке Региональных подпрограмм и подготовлены в связи с необходимостью кадрового обеспечения строительной отрасли для выполнения поставленной Президентом Российской Федерации задачи обеспечения к 2020 году увеличения объемов ввода жилья до уровня не менее одного квадратного метра общей площади жилья в год в расчете на каждого гражданина Российской Федерации.

Необходимые темпы и объемы подготовки специалистов строительной отрасли можно будет достичь только путем формирования эффективных моделей частно-государственного партнерства, в том числе задействовав весь потенциал высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ (лицеев) строительной отрасли, комбинатов переподготовки строительных кадров и других образовательных учреждений, при координации их работы специальными совещательными (координационными) органами управления реализацией Региональной подпрограммы, с централизованным координированием их деятельности Экспертным советом по вопросам подготовки специалистов в строительной отрасли при Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Для выполнения поставленной задачи рекомендуется использовать контрольные значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья для каждого субъекта Российской Федерации, позволяющие достичь к 2020 году заданное общероссийское целевое значение. Исходя из этого объема, а также наличия на рынке труда задействованных специалистов строительных специальностей, формируется потребность в специалистах на среднесрочную перспективу 2011 - 2015 годов и планируются показатели дополнительной подготовки специалистов строительных специальностей.

В соответствии с особенностями экономического и социального развития регионов Российской Федерации предусматриваемые в Региональных подпрограммах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных мероприятий кадрового обеспечения могут иметь свои особенности. Например, при разработке Региональных подпрограмм рекомендуется учитывать баланс между совершенствованием образовательного процесса путем создания дополнительных учебных заведений и развитием уже существующих; между использованием для повышения квалификации материальной базы образовательных учреждений или путем повышения квалификации специалистов без отрыва от производства с использованием имеющихся ресурсов работодателей.

На территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рекомендуется создавать условия, стимулирующие приток молодого трудоспособного населения и в то же время стимулирующие продолжение трудовой деятельности специалистов старшего поколения в целях передачи накопленного опыта молодым специалистам и контроля за освоением ими навыков работы.

3. Региональную подпрограмму рекомендуется разрабатывать на период 2011 - 2015 годов. В дальнейшем такая Региональная подпрограмма может быть продлена на последующий период 2016 - 2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодной подготовки достаточного количества специалистов, с уточнением при необходимости механизмов реализации Региональной подпрограммы и с учетом оценки эффективности такой Региональной подпрограммы.

4. В Региональной подпрограмме рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребности работодателей и спроса населения на вакантные строительные специальности начального, среднего и высшего образования, сопоставления результатов оценки с текущим наличием специалистов и необходимой дополнительной потребностью в них субъекта Российской Федерации.

5. В Региональной подпрограмме рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, которые устанавливаются субъектом Российской Федерации на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

6. Значения целевых показателей Региональной подпрограммы на каждый год ее реализации рекомендуется устанавливать субъектами Российской Федерации самостоятельно, с учетом региональных различий специфики возводимого жилья (этажности, характеристик, времени проектирования и строительства), прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, планы создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации.

7. В Региональную подпрограмму рекомендуется включать следующие основные мероприятия:

7.1. Разработка и утверждение:

- концепции частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей;

- схем и регламента взаимодействия образовательных учреждений всех подчиненностей, уровней образования и органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей;

- нормативных правовых актов, необходимых для реализации Региональной подпрограммы.

7.2. Снижение административных барьеров при реализации мероприятий Региональной подпрограммы.

7.3. Стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов.

7.4. Стимулирование трудоустройства молодых специалистов.

7.5. Стимулирование перехода специалистов, имеющих строительное образование, но занятых трудовой деятельностью по другим специальностям, на соответствующие должности в сфере строительства. Распространение информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации, демонстрирующих населению преимущества работы по строительным специальностям.

7.6. Создание системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.

7.7. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений в темпе совершенствования технологий проектирования и строительства зданий и сооружений.

8. В Региональной подпрограмме рекомендуется предусмотреть необходимость пополнения кадрового состава не только для жилищного строительства, но и для строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства.

9. В Региональной подпрограмме рекомендуется предусмотреть механизм ее реализации, включающий в себя:

создание единой системы мониторинга и оценки состояния регионального и муниципальных рынков труда, потребностей работодателей и спроса населения в строительных вакансиях;

прогнозирование тенденций на рынке труда, выявление факторов, влияющих на спрос населения на строительные вакансии, оценка воздействия на рынок труда реализуемых в рамках Региональной подпрограммы мероприятий;

мониторинг и оценку реализации Региональной подпрограммы, в том числе результатов отдельных мероприятий Региональной подпрограммы;

механизмы корректировки Региональной подпрограммы (в том числе мероприятий и целевых показателей) в зависимости от результатов мониторинга и оценки выполнения Региональной подпрограммы, изменения целевых показателей региональной программы развития жилищного строительства, изменения потребностей работодателей и спроса населения в строительных вакансиях, а также прогнозирования тенденций на рынке труда;

создание специального совещательного координационного органа управления реализацией Региональной подпрограммы при высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

10. В качестве основных функций совещательного координационного органа управления реализацией Региональной подпрограммы целесообразно предусмотреть следующие:

организация и координация деятельности различных участников Региональной подпрограммы, в том числе федерального уровня и муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, с учетом мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам Российской Федерации" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года;

организация мониторинга и оценки хода реализации Региональной подпрограммы, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития профессионального обучения в строительной отрасли;

рассмотрение проблемных ситуаций, требующих согласованных действий различных участников Региональной подпрограммы;

формирование предложений по принятию нормативных правовых актов и методических документов для реализации Региональной подпрограммы.

11. Рекомендации по разработке паспорта Региональной подпрограммы, по структуре Региональной подпрограммы, а также по перечню целевых показателей Региональной подпрограммы приведены в приложениях N N 1 - 3 к настоящим Методическим рекомендациям.