Правительством РФ 07 июля 2011 года одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

1.2. Амортизационная политика

Реформа начисления амортизации пока еще не завершена так, как предусматривалось в "Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". В Кодексе закреплена возможность использования налогоплательщиками нелинейного метода начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка не пообъектно, а исходя из всей стоимости амортизационной группы. Вместе с тем в связи с краткими сроками принятия подобного решения реформа начисления амортизации в налоговых целях не была доведена до конца - речь идет о пересмотре принципов построения амортизационных групп.

В настоящее время состав амортизационных групп, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако определение сроков полезного использования отдельных активов является очень сложной задачей, и при этом не во всех случаях физический срок службы объекта основных средств должен определять скорость отнесения его стоимости на расходы по налогу на прибыль организаций. Так, при оценке сроков службы активов в Советском Союзе, нормы амортизации (для целей бухгалтерского учета) определялись исходя из линейного способа начисления амортизации, и впоследствии именно с использованием этих данных было подготовлено указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации.

С момента этих оценок прошло около 30 лет, поэтому полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого оборудования. Нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета норм амортизации, во многом основаны на нормах, рассчитанных в Советском Союзе, с корректировкой, выполненной по методике, которая вряд ли отвечает современным требованиям.

Например, для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы - в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. При этом Правительство Российской Федерации вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.

Также реформа начисления амортизации необходима, поскольку в использование нелинейного метода начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль организаций в настоящее время сдерживается сохраняющимися различиями в подходах к учету основных средств в бухгалтерском и налоговом учете - в частности, пообъектный учет основных средств и определение их балансовой стоимости несмотря на использование нелинейного метода начисления амортизации в налоговом учете требуется исходя из требований к ведению бухгалтерского учета. В этой связи подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета будут скорректированы таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие.

Таким образом, предлагается в среднесрочной перспективе пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп, для чего возможно использование предложений, разработанных Министерством финансов Российской Федерации в ходе подготовки проекта Кодекса во второй половине 90-х годов. Вместе с тем реализация подобной реформы в силу ее масштабности и возможного существенного влияния на доходы бюджетов может занять несколько лет.