Постановление ВС РФ от 09.10.1992 N 3608-1 (ред. от 01.07.1993) "О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год"

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 1992 г. N 3608-1

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД

(в ред. Постановления ВС РФ от 01.07.93 N 5310-1)

Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом А.Б. Чубайса "О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", Верховный Совет Российской Федерации отмечает, что:

- процесс приватизации свелся в основном к разработке нормативных актов и переоформлению государственной собственности без должного правового, финансово - экономического анализа и контроля за использованием приватизируемой собственности;

- приватизация пока не оказала решающего воздействия на демонополизацию экономики, создания условий для конкуренции, перевооружение и воспроизводство основных фондов, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда;

- некоторые из подзаконных актов, изданных Правительством Российской Федерации во исполнение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, содержат положения, противоречащие Федеративному договору, законам РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О собственности в РСФСР", "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР", Закону Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Предусмотренные законодательством иные приватизационные счета и вклады заменены приватизационными чеками на предъявителя;

- в Верховный Совет Российской Федерации не представлен на утверждение экономически обоснованный расчет номинальной стоимости приватизационного чека, определенной Правительством Российской Федерации в размере 10 тыс. рублей;

- нарушены права субъектов Российской Федерации на распоряжение принадлежащей им собственностью, а также права предприятий на свободный выбор формы хозяйственной деятельности;

- Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом при подготовке проектов указов Президента Российской Федерации и других нормативных актов по приватизации не проводит в должном объеме консультации с соответствующими постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации;

- задерживаются разработка и опубликование нормативных документов, необходимых для создания инвестиционных фондов, регламентирующих использование акционерными обществами и товариществами приватизационных чеков граждан, других нормативных документов, необходимых для создания организованного рынка ценных бумаг;

- в нарушение Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год министерства и ведомства Российской Федерации утверждают списки предприятий, акционирование и приватизация которых запрещены, что ущемляет законные права и интересы работников предприятий;

- комитеты по управлению имуществом национально - государственных, национально- и административно - территориальных образований допускают предоставление необоснованных льгот коллективам отдельных предприятий, что нарушает законные права и интересы других граждан и приводит к сокращению поступлений от приватизации в бюджетную систему Российской Федерации;

- недостаточное внимание уделяется доведению до граждан информации о способах использования приватизационных чеков при покупке акций государственных предприятий.

Учитывая необходимость реализации широкомасштабной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий с использованием приватизационных чеков, предложенной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации совместно с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации одновременно с проектом Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год предложения по развитию и совершенствованию правовой базы процесса приватизации, в том числе проект Закона Российской Федерации о приватизационных чеках, имея в виду, что:

- приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, жилищного фонда, земельных участков, при оплате договоров добровольного медицинского и дополнительного пенсионного страхования, а также при приобретении акций инвестиционных фондов;

- каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить один приватизационный чек каждого выпуска, при этом все приватизационные чеки одного выпуска имеют равную номинальную стоимость;

- выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации;

- приватизационные чеки действительны в течение трех лет с момента их выпуска;

- приватизационные чеки имеют номинальную стоимость в рублях;

- приватизационные чеки продаются и покупаются гражданами свободно;

- государство поддерживает рыночный курс приватизационных чеков не ниже их номинальной стоимости.

2. Предложить Президенту Российской Федерации при издании соответствующих нормативных актов исключить возможность использования государственных средств для создания инвестиционных фондов.

Поддержать предложение Президента Российской Федерации об увеличении доли имущества государственных и муниципальных предприятий, подлежащей приватизации за приватизационные чеки.

3. Правительству Российской Федерации:

- представить в установленном порядке к 1 ноября 1992 года на утверждение Верховному Совету Российской Федерации уточненные с учетом реализации пункта 2 настоящего Постановления размер суммы, подлежащей выплате в виде приватизационных чеков, и размер выплаты одному гражданину;

- представить в Верховный Совет Российской Федерации прогноз обеспеченности приватизационных чеков приватизируемой собственностью в 1993 году с отдельными данными по республикам в составе Российской Федерации, автономной области, автономным округам, краям и областям, городам Москве и Санкт - Петербургу;

- принять меры по предотвращению влияния приватизационных чеков на рост инфляции;

- в двухнедельный срок представить в установленном порядке в Верховный Совет Российской Федерации план организационных мероприятий по обеспечению функционирования рынка приватизационных чеков;

- ускорить процесс разграничения государственной собственности в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп;

- обеспечить реализацию системы мер по широкому разъяснению гражданам России возможностей эффективного использования приватизационных чеков;

- при подготовке Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год учесть практический опыт приватизации, предложения, замечания народных депутатов Российской Федерации, высказанные в ходе подготовки и обсуждения данного вопроса на сессии Верховного Совета Российской Федерации;

- принять меры, направленные против снижения курсовой стоимости приватизационных чеков: введение специальных аукционов по продаже акций за приватизационные чеки, организация продажи льготных акций работникам предприятий за приватизационные чеки и другие;

- ужесточить контроль за составлением списков граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков, с целью исключения злоупотреблений при получении приватизационных чеков;

- осуществлять наделение республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга приватизационными чеками после заключения комиссии по введению приватизационных чеков в Российской Федерации о готовности к выдаче приватизационных чеков гражданам;

- рассмотреть возможность увеличения сроков использования приватизационных чеков, выпущенных в 1992 году, в том числе с использованием механизма приватизационных вкладов;

- представить в установленном порядке предложения по совершенствованию налогообложения инвестиционных фондов, использующих приватизационные чеки, а также по изменению налогового законодательства, регулирующего операции с ценными бумагами.

4. Установить, что Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества не могут вносить в качестве вклада в уставный капитал учреждаемых ими холдинговых компаний более 20 процентов акций другого акционерного общества, созданного в порядке акционирования и приватизации государственных предприятий (объединений), за исключением случаев создания холдинговых компаний по поручению Правительства Российской Федерации.

(в ред. Постановления ВС РФ от 01.07.93 N 5310-1)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Разъяснить, что в соответствии со статьями 1 и 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" не могут быть признаны покупателями приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе и по договорам аренды с правом выкупа, юридические лица, осуществляющие свою деятельность в организационно - правовых формах, не предусмотренных статьями 8 - 12 и 15 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.

6. Комитетам Верховного Совета Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности, по промышленности и энергетике, по строительству, архитектуре и жилищно - коммунальному хозяйству, комиссиям Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам, по социальной политике, по транспорту, связи, информатике и космосу сформировать комиссию по контролю за ходом выполнения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.

7. Правительству Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации, Верховным Советам республик в составе Российской Федерации, Советам народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечить условия для осуществления народными депутатами всех уровней контроля за ходом приватизации и реализации мер по предотвращению злоупотреблений, которые могут возникнуть в процессе приватизации.

Председатель Верховного Совета

Российской Федерации

Р.И.ХАСБУЛАТОВ