Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью работать в международной среде, свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

использованием на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

способностью к самостоятельному приобретению с помощью информационных технологий и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-7);

наличием расширенных представлений о категориях, законах, приемах и формах научного познания, теории и методологии исследований при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени, способностью понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ОК-8);

наличием представлений об исторических этапах развития материаловедения, важнейших открытиях отечественных ученых, объективной необходимости возникновения новых направлений в материаловедческой науке (ОК-9);

наличием широкой эрудиции в области современных теоретических концепций различных разделов материаловедения, включая методы синтеза и анализа структуры и свойств вещества, фундаментальные навыки научно-исследовательской работы (ОК-10);

наличием представлений о наиболее актуальных проблемах современного теоретического и экспериментального материаловедения в Российской Федерации и в мире (ОК-11);

способностью глубоко понимать и творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры (ОК-12);

свободным владением профессиональными знаниями в области информационных технологий, использованием современных компьютерных сетей, баз данных, программных продуктов и ресурсов сети Интернет для решения задач профессиональной деятельности и за ее пределами, связанных с моделированием; анализом результатов математической обработки научных данных с целью определения их достоверности и области использования; сбором, обработкой и хранением научной информации (ОК-13);

способностью представлять итоги выполненной работы в виде отчетов, докладов на симпозиумах, научных публикаций с использованием современных возможностей информатики и ораторского искусства, а также добиваться их признания профессионалами (ОК-14);

владением принципами построения преподавания химии, физики, механики и материаловедения в средней и высшей школе, представлениями о теоретических и психолого-педагогических основах управления процессом обучения, готовностью к формированию учебного материала, чтению лекций, проведению семинаров, преподаванию и руководству научно-исследовательских работ студентов (ОК-15).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

производственно-технологическая деятельность:

готовностью к самостоятельной высококвалифицированной эксплуатации современного синтетического и аналитического оборудования и приборов по избранному направлению исследований (ПК-1);

способностью к выработке, научному и методологическому обоснованию схем оптимальной комплексной аттестации продуктов реализации высокотехнологических процессов получения материалов и наноматериалов (ПК-2);

способностью к ведению нормативных и методических документов при проведении научно-исследовательских и лабораторных работ (ПК-3);

участием на уровне эксперта в экспериментальной и технико-проектной оптимизации существующих наукоемких методик получения материалов и наноматериалов для успешной конкуренции на рынке идей и технологий (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность:

высокой готовностью, основанной на реальном опыте работы, к проведению самостоятельных научно-исследовательских работ в области химии, физики, механики, наук о материалах и нанотехнологий на уровне эксперта, требующих широкой фундаментальной междисциплинарной подготовки и владения навыками современных экспериментальных методов (ПК-5);

способностью выработки новых теоретических подходов и принципов дизайна материалов и наноматериалов с заданными свойствами, решением фундаментальных задач в области современного фундаментального материаловедения и нанотехнологий (ПК-6);

способностью к разработке новых, оригинальных и высокоэффективных, технологий получения современных материалов, биоматериалов и наноматериалов (ПК-7);

способностью к комплексному анализу и аналитическому обобщению результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области наук о материалах, эвристического поиска и детального анализа научной и технической информации в области химического материаловедения и нанотехнологий и смежных дисциплин для научной, патентной и маркетинговой поддержки проводимых фундаментальных исследований и технологических разработок в области современного материаловедения и нанотехнологий (ПК-8);

готовностью к экспертному исследованию с помощью современных методов анализа природы химических, физических и механических свойств материалов и наноматериалов, а также характера изменения реальной структуры материалов при вариации состава и условий синтеза (ПК-9);

способностью к академической мобильности, осуществляющейся в форме активного партнерского участия в работе зарубежных научно-исследовательских лабораторий во время научных стажировок, а также путем презентации стендовых и устных докладов на научных конференциях, активное участие в организации международного сотрудничества в рамках функционирования высших учебных заведений, институтов Российской академии наук, научно-технических и научно-образовательных центров, центров трансфера технологий (ПК-10);

готовностью к организации Интернет-ресурсов для сбора и распространения междисциплинарных знаний в области современной науки о материалах и нанотехнологий, квалифицированным обобщением научных и экспериментальных данных, самостоятельной подготовкой публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, патентованием полученных достижений (ПК-11);

способностью к педагогической деятельности по гармонизации фундаментальных естественнонаучных знаний по химии, физике, механике, математике, информатике и нанотехнологиям с практическим овладением экспериментальными методами исследования (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к осуществлению организационных мероприятий в области реализации запланированных научно-исследовательских работ, проведению контроля за соблюдением техники безопасности и регламента выполнения работ (ПК-13);

способностью к проведению экспертизы научно-исследовательских работ в области наук о материалах и нанотехнологий (ПК-14);

готовностью к самостоятельной подготовке и проведению семинаров, организацией научных мини-групп для решения поставленных научно-исследовательских задач, организацией работы исследовательских групп в рамках функционирования аналитических и сертификационных центров, руководством курсовыми и другими квалификационными работами студентов (бакалавров) и стажеров (ПК-15);

способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-16);

готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-17);

проектная деятельность:

способностью к ведению сметной документации на обеспечение научно-исследовательских работ (ПК-18);

высокой готовностью к научной организации эксперимента, логистики средств и времени, проектированию научно-исследовательских работ в области наук о материалах и нанотехнологий (ПК-19);

способностью к быстрой и качественной разработке бизнес-планов и проведению предварительных маркетинговых исследований для коммерциализации продуктов интеллектуальной (теоретической, научной и экспериментальной) деятельности, перспективной оценке экономической эффективности научно-исследовательских и научно-производственных работ в области наук о материалах и нанотехнологий (ПК-20);

способностью к самостоятельной подготовке и реализации научных проектов ведомственных, национальных проектных систем (федерального уровня), а также международных грантов (ПК-21);

педагогическая деятельность:

владением принципами построения преподавания химии, физики, механики и материаловедения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, представлениями о теоретических и психолого-педагогических основах управления процессом обучения, готовностью к формированию учебного материала, чтению лекций, проведению семинаров, преподаванию и руководству научно-исследовательских работ студентов (ОК-15);

способностью к педагогической деятельности по гармонизации фундаментальных естественнонаучных знаний по химии, физике, механике, математике, информатике и нанотехнологиям с практическим овладением экспериментальными методами исследования (ПК-12);

готовностью к самостоятельной подготовке и проведению семинаров, организации научных мини-групп для решения поставленных научно-исследовательских задач, организации работы исследовательских групп в рамках функционирования аналитических и сертификационных центров, руководству курсовыми и другими квалификационными работами обучающихся и стажеров (ПК-15).

Приведенные выше компетенции магистров вырабатываются в ходе выполнения обучающимися требований к выполнению ООП магистратуры, а также в ходе формирования межличностных отношений. Компетенции могут дополняться учебными заведениями в ходе реализации ООП магистратуры по направлению 020300 Химия, физика и механика материалов с учетом введения дополнительных требований к выполнению ООП или спецификой содержания их подготовки.