Таблица 2. Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
┌──────┬───────────────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬─────────────────┬────────────┐
│Индекс│ Наименование циклов, разделов, модулей, │Всего мак-│В том числе│ Индекс и │ Коды │
│ │ требования к знаниям, умениям, │симальной │часов обя- │ наименование │формируемых │
│ │ практическому опыту │учебной │зательных │ дисциплин, │компетенции │
│ │ │нагрузки │учебных за-│междисциплинарных│ │
│ │ │обучающе- │нятий │ курсов (МДК) │ │
│ │ │гося │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел │ 1620 │ 1080 │ │ │
│ │"Физическая культура" │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ОП.00 │Общепрофессиональный цикл │ 378 │ 252 │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │В результате изучения обязательной части │ │ │ОП.01. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │цикла обучающийся по общепрофессиональным │ │ │деловой культуры │ПК 1.1 │
│ │дисциплинам должен: │ │ │ │ПК 1.3 │
│ │уметь: │ │ │ │ПК 5.1 │
│ │ осуществлять профессиональное общение с │ │ │ │ПК 5.2 │
│ │соблюдением норм и правил делового │ │ │ │ПК 6.1 │
│ │этикета; │ │ │ │ │
│ │ пользоваться простыми приемами │ │ │ │ │
│ │саморегуляции поведения в процессе │ │ │ │ │
│ │межличностного общения; │ │ │ │ │
│ │ передавать информацию устно и письменно с│ │ │ │ │
│ │соблюдением требований культуры речи; │ │ │ │ │
│ │ принимать решения и аргументировано │ │ │ │ │
│ │отстаивать свою точку зрения в корректной │ │ │ │ │
│ │форме; │ │ │ │ │
│ │ поддерживать деловую репутацию; │ │ │ │ │
│ │ создавать и соблюдать имидж делового │ │ │ │ │
│ │человека; │ │ │ │ │
│ │ организовывать рабочее место; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ правила делового общения; │ │ │ │ │
│ │ этические нормы взаимоотношений с │ │ │ │ │
│ │коллегами, партнерами, клиентами; │ │ │ │ │
│ │ основные техники и приемы общения: │ │ │ │ │
│ │правила слушания, ведения беседы, │ │ │ │ │
│ │убеждения, консультирования; │ │ │ │ │
│ │ формы обращения, изложения просьб, │ │ │ │ │
│ │выражения признательности, способы │ │ │ │ │
│ │аргументации в производственных ситуациях; │ │ │ │ │
│ │ составляющие внешнего облика делового │ │ │ │ │
│ │человека: костюм, прическа, макияж, │ │ │ │ │
│ │аксессуары и др.; │ │ │ │ │
│ │ правила организации рабочего пространства│ │ │ │ │
│ │для индивидуальной работы и │ │ │ │ │
│ │профессионального общения │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.02. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │ выполнять профессиональные функции по │ │ │менеджмента │ПК 1.2 │
│ │организации процесса пошива, ремонта и │ │ │ │ПК 6.1 │
│ │обновления изделий одежды; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ теоретические основы управления; │ │ │ │ │
│ │ характеристики рыночного управления: │ │ │ │ │
│ │организация структуры управления, │ │ │ │ │
│ │основные принципы управления, функции, │ │ │ │ │
│ │методы, стиль; │ │ │ │ │
│ │ организации сферы услуг, их функции, │ │ │ │ │
│ │структуру, методы управления; │ │ │ │ │
│ │ структуру трудового коллектива; │ │ │ │ │
│ │ основные принципы и методы работы в │ │ │ │ │
│ │коллективе; │ │ │ │ │
│ │ деловые качества руководителя, имидж │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.03. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │ ориентироваться в общих вопросах │ │ │экономики │ПК 1.1 - 1.5│
│ │экономики производства продукции (по │ │ │организации │ПК 2.1 - 2.3│
│ │видам); │ │ │ │ПК 3.1 - 3.3│
│ │ применять экономические знания в │ │ │ │ПК 4.1 - 4.5│
│ │конкретных производственных ситуациях; │ │ │ │ПК 5.1 - 5.2│
│ │ рассчитывать основные технико- │ │ │ │ПК 6.1 - 6.3│
│ │экономические показатели в пределах │ │ │ │ │
│ │выполняемой профессиональной деятельности; │ │ │ │ │
│ │ производить расчеты заработной платы; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ основные принципы рыночной экономики; │ │ │ │ │
│ │ понятия спроса и предложения на рынке │ │ │ │ │
│ │товаров и услуг; │ │ │ │ │
│ │ особенности формирования, характеристику │ │ │ │ │
│ │современного состояния и перспективы │ │ │ │ │
│ │развития отрасли; │ │ │ │ │
│ │ принцип деятельности, виды, │ │ │ │ │
│ │характеристику и основные показатели │ │ │ │ │
│ │производственно-хозяйственной │ │ │ │ │
│ │деятельности организации; │ │ │ │ │
│ │ основные технико-экономические показатели│ │ │ │ │
│ │производства; │ │ │ │ │
│ │ механизмы ценообразования; │ │ │ │ │
│ │ формы оплаты труда │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.04. История │ОК 1 - 7 │
│ │ использовать сведения из истории костюма │ │ │костюма │ПК 1.1 - 1.2│
│ │при выборе фасона изделия; │ │ │ │ПК 2.2 │
│ │ использовать элементы исторического │ │ │ │ │
│ │костюма в текстильных изделиях; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ основные факторы, влияющие на │ │ │ │ │
│ │исторические преобразования моды, │ │ │ │ │
│ │формообразование костюма; │ │ │ │ │
│ │ своеобразие костюмов и интерьеров разных │ │ │ │ │
│ │исторических периодов; │ │ │ │ │
│ │ национальные особенности развития костюма│ │ │ │ │
│ │и орнамента; │ │ │ │ │
│ │ роль народных традиций в создании │ │ │ │ │
│ │исторического костюма │ │ │ │ │
│ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ 60 │ОП.05. │ОК 1 - 7 │
│ │ организовывать и проводить мероприятия по│ │ │Безопасность │ПК 1.1 - 1.5│
│ │защите работающих и населения от │ │ │жизнедеятельности│ПК 2.1 - 2.3│
│ │негативных воздействий чрезвычайных │ │ │ │ПК 3.1 - 3.3│
│ │ситуаций; │ │ │ │ПК 4.1 - 4.5│
│ │ предпринимать профилактические меры для │ │ │ │ПК 5.1 - 5.2│
│ │снижения уровня опасностей различного │ │ │ │ПК 6.1 - 6.3│
│ │вида и их последствий в профессиональной │ │ │ │ │
│ │деятельности и быту; │ │ │ │ │
│ │ использовать средства индивидуальной и │ │ │ │ │
│ │коллективной защиты от оружия массового │ │ │ │ │
│ │поражения; применять первичные средства │ │ │ │ │
│ │пожаротушения; │ │ │ │ │
│ │ ориентироваться в перечне военно-учетных │ │ │ │ │
│ │специальностей и самостоятельно │ │ │ │ │
│ │определять среди них родственные │ │ │ │ │
│ │полученной профессии; │ │ │ │ │
│ │ применять профессиональные знания в ходе │ │ │ │ │
│ │исполнения обязанностей военной службы на │ │ │ │ │
│ │воинских должностях в соответствии с │ │ │ │ │
│ │полученной профессией; │ │ │ │ │
│ │ владеть способами бесконфликтного общения│ │ │ │ │
│ │и саморегуляции в повседневной │ │ │ │ │
│ │деятельности и экстремальных условиях │ │ │ │ │
│ │военной службы; │ │ │ │ │
│ │ оказывать первую помощь пострадавшим; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ принципы обеспечения устойчивости │ │ │ │ │
│ │объектов экономики, прогнозирования │ │ │ │ │
│ │развития событий и оценки последствий при │ │ │ │ │
│ │техногенных чрезвычайных ситуациях и │ │ │ │ │
│ │стихийных явлениях, в том числе в │ │ │ │ │
│ │условиях противодействия терроризму как │ │ │ │ │
│ │серьезной угрозе национальной безопасности │ │ │ │ │
│ │России; │ │ │ │ │
│ │ основные виды потенциальных опасностей и │ │ │ │ │
│ │их последствия в профессиональной │ │ │ │ │
│ │деятельности и быту, принципы снижения │ │ │ │ │
│ │вероятности их реализации; │ │ │ │ │
│ │ основы военной службы и обороны │ │ │ │ │
│ │государства; │ │ │ │ │
│ │ задачи и основные мероприятия гражданской│ │ │ │ │
│ │обороны; │ │ │ │ │
│ │ способы защиты населения от оружия │ │ │ │ │
│ │массового поражения; меры пожарной │ │ │ │ │
│ │безопасности и правила безопасного │ │ │ │ │
│ │поведения при пожарах; │ │ │ │ │
│ │ организацию и порядок призыва граждан на │ │ │ │ │
│ │военную службу и поступления на нее в │ │ │ │ │
│ │добровольном порядке; │ │ │ │ │
│ │ основные виды вооружения, военной техники│ │ │ │ │
│ │и специального снаряжения, состоящих на │ │ │ │ │
│ │вооружении (оснащении) воинских │ │ │ │ │
│ │подразделений, в которых имеются военно- │ │ │ │ │
│ │учетные специальности, родственные │ │ │ │ │
│ │профессиям НПО; │ │ │ │ │
│ │ область применения получаемых │ │ │ │ │
│ │профессиональных знаний при исполнении │ │ │ │ │
│ │обязанностей военной службы; │ │ │ │ │
│ │ порядок и правила оказания первой помощи │ │ │ │ │
│ │пострадавшим │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│П.00 │Профессиональный цикл │ 1122 │ 768 │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.00 │Профессиональные модули │ 1122 │ 768 │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.01 │Прием заказов на изготовление изделий │ │ │МДК.01.01. Выбор │ОК 1 - 7 │
│ │В результате изучения профессионального │ │ │фасонов изделий │ПК 1.1 - 1.5│
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │ │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │ │ │
│ │ приема заказов на изготовление │ │ │ │ │
│ │текстильных изделий; │ │ │ │ │
│ │ выполнения зарисовок моделей; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ вести деловой диалог с заказчиком; │ │ │ │ │
│ │ зарисовать фасон изделия; │ │ │ │ │
│ │ подбирать материалы для изделия; │ │ │ │ │
│ │ снимать мерки с фигуры заказчика; │ │ │ │ │
│ │ оформлять паспорт заказа; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ современное направление моделирования; │ │ │ │ │
│ │ общие сведения о композиции; основные │ │ │ │ │
│ │законы и правила композиции; │ │ │ │ │
│ │ технику зарисовки стилизованных фигур и │ │ │ │ │
│ │моделей изделий; │ │ │ │ │
│ │ ассортимент тканей и материалов; │ │ │ │ │
│ │ свойства применяемых материалов; │ │ │ │ │
│ │ размерные признаки фигуры; │ │ │ │ │
│ │ правила и приемы выполнения обмера фигуры│ │ │ │ │
│ │заказчика; │ │ │ │ │
│ │ нормы расхода материалов на изделия; │ │ │ │ │
│ │ виды документации для оформления заказа │ │ │ │ │
│ │на изготовление изделия и правила их │ │ │ │ │
│ │оформления │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.02 │Изготовление лекал │ │ │МДК.02.01. │ОК 1 - 7 │
│ │В результате изучения профессионального │ │ │Технология │ПК 2.1 - 2.3│
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │изготовления │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │лекал │ │
│ │ изготовления лекал на изделие из │ │ │ │ │
│ │различных материалов; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ выполнять расчет и построение чертежа │ │ │ │ │
│ │базовой конструкции изделия; │ │ │ │ │
│ │ вносить изменения в базовую конструкцию, │ │ │ │ │
│ │учитывающие особенности фигуры заказчика; │ │ │ │ │
│ │ проводить моделирование базовой │ │ │ │ │
│ │конструкции; │ │ │ │ │
│ │ изготавливать лекала деталей изделия; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ типы телосложений; │ │ │ │ │
│ │ конструкцию и составные части изделий; │ │ │ │ │
│ │ системы и методы конструирования; │ │ │ │ │
│ │ особенности конструирования изделия │ │ │ │ │
│ │одежды с учетом назначения; │ │ │ │ │
│ │ особенности разработки конструкций │ │ │ │ │
│ │изделий одежды с учетом телосложения; │ │ │ │ │
│ │ особенности конструирования и │ │ │ │ │
│ │моделирования при обновлении текстильных │ │ │ │ │
│ │изделий; │ │ │ │ │
│ │ порядок построения чертежей деталей │ │ │ │ │
│ │изделий; │ │ │ │ │
│ │ принципы конструктивного моделирования; │ │ │ │ │
│ │ виды лекал, требования к качеству лекал; │ │ │ │ │
│ │ методы технического размножения лекал │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.03 │Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте │ │ │МДК.03.01. │ОК 1 - 7 │
│ │и обновлении изделий │ │ │Раскладка лекал и│ПК 3.1 - 3.3│
│ │В результате изучения профессионального │ │ │выкраивание │ │
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │деталей │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │ │ │
│ │ раскроя материалов при пошиве и перекроя │ │ │ │ │
│ │при ремонте и обновлении изделий; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ выполнять раскладку лекал на материале с │ │ │ │ │
│ │учетом требований технических условий; │ │ │ │ │
│ │ переносить контуры лекал на материал; │ │ │ │ │
│ │ выкраивать детали изделия; │ │ │ │ │
│ │ проверять качество выкроенных деталей; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ оборудование, приспособления для раскроя │ │ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │ │
│ │ технологию раскроя материалов; │ │ │ │ │
│ │ правила раскладки лекал на материале; │ │ │ │ │
│ │ требования к качеству выкроенных деталей │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.04 │Пошив изделий по индивидуальным заказам │ │ │МДК.04.01. │ОК 1 - 7 │
│ │В результате изучения профессионального │ │ │Технология │ПК 4.1 - 4.5│
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │изготовления │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │изделий по │ │
│ │ пошива изделий по индивидуальным заказам,│ │ │индивидуальным │ │
│ │моделей одежды и образцов ассортиментных │ │ │заказам │ │
│ │групп из различных материалов; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ выполнять зарисовку моделей изделий │ │ │ │ │
│ │ассортиментных групп; │ │ │ │ │
│ │ составлять описание внешнего вида │ │ │ │ │
│ │текстильных изделий; │ │ │ │ │
│ │ выполнять технологическую обработку │ │ │ │ │
│ │изделия с учетом требований к качеству; │ │ │ │ │
│ │ обслуживать технологическое оборудование │ │ │ │ │
│ │для изготовления текстильных изделий; │ │ │ │ │
│ │ выявлять и устранять дефекты обработки │ │ │ │ │
│ │текстильных изделий; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ технику графических рисунков; │ │ │ │ │
│ │ технические условия выполнения ручных, │ │ │ │ │
│ │машинных и утюжильных работ; │ │ │ │ │
│ │ ассортиментные группы швейных изделий; │ │ │ │ │
│ │ современные потребительские требования к │ │ │ │ │
│ │одежде; │ │ │ │ │
│ │ виды и назначение технологического │ │ │ │ │
│ │оборудования для изготовления изделий, │ │ │ │ │
│ │правила его эксплуатации; │ │ │ │ │
│ │ технологию пошива текстильных изделий; │ │ │ │ │
│ │ требования к качеству текстильных изделий│ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.05 │Проведение примерки изделия на фигуре │ │ │МДК.05.01. │ОК 1 - 7 │
│ │заказчика │ │ │Подготовка │ПК 5.1 - 5.2│
│ │В результате изучения профессионального │ │ │изделия к │ │
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │примеркам и │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │проведение │ │
│ │ проведения примерок на фигуре заказчика; │ │ │примерок │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ определять баланс изделия; │ │ │ │ │
│ │ выявлять и устранять дефекты в изделии; │ │ │ │ │
│ │ находить оптимальное положение отделочных│ │ │ │ │
│ │деталей изделия; │ │ │ │ │
│ │ проводить обработку кроя после примерок; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ современные декоративные элементы в │ │ │ │ │
│ │одежде; │ │ │ │ │
│ │ порядок проведения примерок; │ │ │ │ │
│ │ виды технологических и конструктивных │ │ │ │ │
│ │дефектов одежды, причины их появления и │ │ │ │ │
│ │пути устранения; │ │ │ │ │
│ │ технологию обработки кроя после примерок │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПМ.06 │Выполнение ремонта тканей и швейных │ │ │МДК.06.01. │ОК 1 - 7 │
│ │изделий │ │ │Выполнение │ПК 6.1 - 6.3│
│ │В результате изучения профессионального │ │ │ремонта и │ │
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │обновление │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │изделий │ │
│ │ проведения ремонта и обновления │ │ │ │ │
│ │текстильных изделий; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ выполнять разнообразные виды ремонта на │ │ │ │ │
│ │изделии вручную и на оборудовании; │ │ │ │ │
│ │ выполнять технологические операции по │ │ │ │ │
│ │ремонту и обновлению изделий; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ характеристику материалов для ремонта и │ │ │ │ │
│ │обновления изделий; │ │ │ │ │
│ │ технологию ремонта изделий, виды, методы │ │ │ │ │
│ │и приемы ремонта; │ │ │ │ │
│ │ принципы и приемы обновления изделий │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ФК.00 │Физическая культура │ 120 │ 60 │ │ОК 2 │
│ │В результате освоения раздела "Физическая │ │ │ │ОК 3 │
│ │культура" обучающийся должен: │ │ │ │ОК 6 │
│ │уметь: │ │ │ │ОК 7 │
│ │ использовать физкультурно-оздоровительную│ │ │ │ │
│ │деятельность для укрепления здоровья, │ │ │ │ │
│ │достижения жизненных и профессиональных │ │ │ │ │
│ │целей; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ о роли физической культуры в │ │ │ │ │
│ │общекультурном, профессиональном и │ │ │ │ │
│ │социальном развитии человека; │ │ │ │ │
│ │ основы здорового образа жизни │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │Вариативная часть циклов ОПОП │ 432 │ 288 │ │ │
│ │(определяется образовательным учреждением) │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ │Итого по обязательной части ОПОП, включая │ 2052 │ 1368 │ │ │
│ │раздел "Физическая культура", и вариативной│ │ │ │ │
│ │части ОПОП │ │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│УП.00 │Учебная практика (производственное │ │ │ │ОК 1 - 7 │
│ │обучение) │ 37 нед. │ 1332 │ │ПК 1.1 - 1.5│
├──────┼───────────────────────────────────────────┤ │ ├─────────────────┤ПК 2.1 - 2.3│
│ПП.00 │Производственная практика │ │ │ │ПК 3.1 - 3.3│
│ │ │ │ │ │ПК 4.1 - 4.5│
│ │ │ │ │ │ПК 5.1 - 5.2│
│ │ │ │ │ │ПК 6.1 - 6.3│
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ПА.00 │Промежуточная аттестация │ 3 нед. │ │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤
│ГИА.00│Государственная (итоговая) аттестация │ 1 нед. │ │ │ │
└──────┴───────────────────────────────────────────┴──────────┴───────────┴─────────────────┴────────────┘
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей