Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает объем форм отчетности страховых организаций, представляемой в порядке надзора в Федеральную службу по финансовым рынкам и ее территориальные органы (далее - отчетность в порядке надзора), порядок ее составления и представления.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.02.2012 N 22н)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отчетность в порядке надзора составляют страховые организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.

Страховые организации включают в отчетность в порядке надзора показатели деятельности всех филиалов и представительств.

3. В состав годовой отчетности в порядке надзора включаются:

Отчет о платежеспособности - форма N 6-страховщик;

Отчет о размещении средств страховых резервов - форма N 7-страховщик;

Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию - форма N 7а-страховщик;

Отчет о страховых резервах - форма N 8-страховщик;

Отчет об использовании средств фонда (резерва) предупредительных мероприятий - форма N 9-страховщик;

Отчет об операциях перестрахования - форма N 10-страховщик;

Информация по операционному сегменту - форма N 11-страховщик;

Информация о дочерних и зависимых обществах - форма N 12-страховщик;

Информация о филиалах и представительствах - форма N 13-страховщик;

Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств, - форма N 14-страховщик;

пояснительная записка.

Страховые организации, не осуществляющие обязательное медицинское страхование, в составе годовой отчетности в порядке надзора не представляют Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (форма N 7а-страховщик). Страховые медицинские организации, осуществляющие только обязательное медицинское страхование, в составе годовой отчетности в порядке надзора не представляют: Отчет о платежеспособности (форма N 6-страховщик), Отчет о размещении средств страховых резервов (форма N 7-страховщик), Отчет о страховых резервах (форма N 8-страховщик), Отчет об операциях перестрахования (форма N 10-страховщик), Информацию по операционному сегменту (форма N 11-страховщик).

В состав промежуточной отчетности в порядке надзора включаются:

Отчет о платежеспособности - форма N 6-страховщик;

Отчет о размещении средств страховых резервов - форма N 7-страховщик;

Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию - форма N 7а-страховщик;

Отчет об операциях перестрахования - форма N 10-страховщик;

Информация по операционному сегменту - форма N 11-страховщик;

Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств, - форма N 14-страховщик;

пояснительная записка.

Страховые организации, не осуществляющие обязательное медицинское страхование, в составе промежуточной отчетности в порядке надзора не представляют Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (форма N 7а-страховщик). Страховые медицинские организации, осуществляющие только обязательное медицинское страхование, в составе промежуточной отчетности в порядке надзора не представляют: Отчет о платежеспособности (форма N 6-страховщик), Отчет о размещении средств страховых резервов (форма N 7-страховщик), Отчет об операциях перестрахования (форма N 10-страховщик), Информацию по операционному сегменту (форма N 11-страховщик).

4. Годовая отчетность в порядке надзора представляется страховой организацией вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в установленные для представления годовой бухгалтерской отчетности сроки в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, осуществляющий страховой надзор на территории по месту нахождения данной страховой организации, в двух экземплярах (ксерокопии не принимаются) по утвержденным формам, а также на сменных носителях информации.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.02.2012 N 22н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сменные носители информации (два компакт-диска (CD-R)) после записи информации должны быть закрыты и содержать одинаковую информацию.

Промежуточная отчетность в порядке надзора, составленная нарастающим итогом с начала отчетного года, представляется страховыми организациями, осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев.

Страховыми организациями, не осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, промежуточная отчетность в порядке надзора, составленная нарастающим итогом с начала отчетного года, представляется только за первое полугодие.

Промежуточная отчетность в порядке надзора в составе форм, предусмотренных в пункте 3 настоящей Инструкции, и пояснительной записки представляется страховыми организациями вместе с промежуточной бухгалтерской отчетностью в установленные для представления промежуточной бухгалтерской отчетности сроки в Федеральную службу по финансовым рынкам и ее территориальные органы в адрес каждого получателя в одном экземпляре (ксерокопии не принимаются) по утвержденным формам, а также по электронной почте.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.02.2012 N 22н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация на сменных носителях информации, по электронной почте представляется в виде xml-файлов, обеспечивающих считывание и контроль показателей отчетности, и должна быть идентична информации, представляемой на бумажных носителях.

5. Отчетность в порядке надзора представляется одновременно с бухгалтерской отчетностью в отдельной папке-скоросшивателе с твердой (картонно-бумажной) обложкой. Все страницы отчетов должны быть скреплены и пронумерованы.

6. Условия представления годовой отчетности в порядке надзора на сменных носителях информации и промежуточной отчетности в порядке надзора в виде набора файлов по электронной почте, а также контрольные соотношения (взаимоувязки) показателей отчетности доводит до сведения страховых организаций Федеральная служба по финансовым рынкам.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.02.2012 N 22н)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Страховые организации должны формировать, заполнять и распечатывать бланки форм, руководствуясь утвержденными формами отчетности в порядке надзора. При этом допускается вносить изменения в утвержденные формы только в части расширения и сужения граф и строк с учетом количества знаков в показателях. Внесение дополнительных реквизитов и удаление отдельных реквизитов из утвержденных форм не допускается. Все реквизиты утвержденных форм должны оставаться без изменений (включая коды строк, номера и наименования форм, разделов и т.д.).

8. Годовая отчетность в порядке надзора составляется за отчетный год. Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

9. Отчетность в порядке надзора должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков.

10. Отчетность в порядке надзора подписывается руководителем и главным бухгалтером страховой организации и указывается дата ее подписания.

11. Основными требованиями при представлении отчетности в порядке надзора являются полнота ее заполнения, своевременность представления, а также достоверность отчетных данных.

12. Отчетность в порядке надзора должна соответствовать данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

13. В формах отчетности в порядке надзора подчистки и помарки не допускаются. Исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими отчет, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.

14. В формах отчетности в порядке надзора заполняются все предусмотренные показатели, просчитываются и заполняются все промежуточные и итоговые строки и графы.

Полные наименования юридических лиц - резидентов Российской Федерации, кроме страховых организаций, их ИНН, указываемые в формах отчетности, должны соответствовать аналогичным данным единого государственного реестра юридических лиц. Полные наименования страховых организаций - резидентов Российской Федерации и их регистрационные номера должны соответствовать аналогичным данным единого государственного реестра субъектов страхового дела. Полные наименования юридических лиц указываются с сокращенным наименованием организационно-правовой формы.

В случае выявления расхождений в полных наименованиях юридических лиц, содержащихся в первичных учетных документах и в реестрах (едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре субъектов страхового дела), страховой организации необходимо представить пояснения в пояснительной записке.

Строки и графы, по которым проставлен знак "x", не заполняются. Строки и графы, по которым отсутствуют числовые значения показателей, прочеркиваются.

Если разделы (подразделы) содержат большое количество строк и при их распечатывании часть строк переносится на другую страницу, то наименование и номера граф повторяются на каждой странице.

В составе Отчета о платежеспособности (форма N 6-страховщик) могут не представляться раздел 2 "Расчет нормативного размера маржи платежеспособности по виду обязательного страхования с согласованными величинами процентов, используемыми при расчете первого и второго показателей" и Справка к разделу 2 в случае отсутствия согласованных величин процентов, используемых при расчете первого и второго показателей.

В составе Отчета о размещении средств страховых резервов (форма N 7-страховщик) и Отчета о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (форма N 7а-страховщик) могут не представляться разделы (подразделы), предназначенные для расшифровки активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, если в них полностью отсутствуют числовые значения показателей.

В составе Отчета о страховых резервах (форма N 8-страховщик) не представляется раздел 1 "Страховые резервы по страхованию жизни - всего" (включая все подразделы раздела 1), если страховая организация не формирует резервы по страхованию жизни, и не представляется раздел 2 "Страховые резервы по страхованию иному, чем страхование жизни - всего" (включая все подразделы раздела 2)", если страховая организация не формирует резервы по страхованию иному, чем страхование жизни.

Отчет об использовании средств фонда (резерва) предупредительных мероприятий (форма N 9-страховщик) может не представляться, если страховая организация не формировала фонды (резервы) предупредительных мероприятий в отчетном году и не имела остатка этих фондов (резервов) на начало отчетного года.

Отчет об операциях перестрахования (форма N 10-страховщик) может не представляться, если страховая организация не имела в отчетном и предыдущем году действующих договоров перестрахования.

В составе Отчета об операциях перестрахования (форма N 10-страховщик) может не представляться раздел 3 "Операции перестрахования по договорам, принятым в перестрахование, в разрезе перестрахователей" в случае, если страховая организация не имеет лицензии на осуществление перестрахования.

Информация о дочерних и зависимых обществах (форма N 12-страховщик) может не представляться, если страховая организация не имеет дочерних и зависимых обществ на отчетную дату.

Информация о филиалах и представительствах (форма N 13-страховщик) может не представляться, если страховая организация не имеет филиалов и представительств на отчетную дату.

В составе Отчета о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств (форма N 14-страховщик), могут не представляться разделы (подразделы), предназначенные для расшифровки активов, принимаемых для покрытия собственных средств, если в них полностью отсутствуют числовые значения показателей.

Другие формы отчетности, представляемой в порядке надзора, представляются в объеме всех предусмотренных в них разделов.

Если отчетность в порядке надзора представляется не в полном объеме, об этом должно быть указано в пояснительной записке.

15. Реквизиты форм заполняются в следующем порядке:

реквизит "Страховая организация" - указывается полное наименование страховой организации (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

реквизит "Регистрационный номер страховщика" - указывается регистрационный номер страховой организации по единому государственному реестру субъектов страхового дела в соответствии с лицензией на осуществление страховой деятельности;

реквизит "Число" - указывается последний календарный день отчетного периода (для годовой отчетности - 31);

реквизит "Месяц" - указывается последний календарный месяц отчетного периода (для годовой отчетности - 12);

реквизит "Год" - указывается четырехзначное число, соответствующее отчетному году.

16. Пояснительная записка к отчетности в порядке надзора должна содержать перечень представляемых форм, а также информацию, требования о раскрытии которой устанавливаются отдельными пунктами настоящей Инструкции.

Страховые организации, платежеспособность которых не соответствует нормативам, установленным Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 г. N 90н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2001 г., регистрационный N 3112, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 1; 2005, N 7), по состоянию на конец отчетного периода, вместе с отчетностью в порядке надзора представляют план оздоровления финансового положения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.

Кроме того, в пояснительной записке должны быть даны пояснения о причинах расхождения показателей формы отчетности в порядке надзора с аналогичными показателями форм бухгалтерской отчетности, невыполнения контрольных соотношений (взаимоувязок) показателей отчетности. Указанные пояснения должны содержать полную информацию, относящуюся к показателям форм отчетности в порядке надзора, по которым имеются расхождения, невыполненные контрольные соотношения (взаимоувязки) (выдержки из правил страхования, документы территориального фонда обязательного медицинского страхования об особенностях финансирования обязательного медицинского страхования на данной территории и т.д.).