Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Вахтенный механик

427. Вахтенный механик является начальником всей вахтенной службы механической установки и подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана.

428. Вахтенный механик отвечает за надлежащее несение вахты в машинных помещениях, надежную работу всех технических средств механической установки, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, безопасную организацию работ с выполнением правил техники безопасности, пожаробезопасности в машинных помещениях.

Вахтенный механик не имеет права отлучаться с вахты без разрешения старшего механика, а в его отсутствие - второго механика.

429. На судах, имеющих знак автоматизации Регистра СССР 00000001.wmz, при управлении механической установкой с мостика вахтенный механик может находиться вне машинного помещения, но его место пребывания должно быть известно вахтенному помощнику капитана.

При плавании в сложных условиях вахтенный механик обязан находиться в машинном помещении в посту управления механической установкой (кроме судов, на которых предусмотрено совмещение должностей помощника капитана и механика).

При выходе из строя средств автоматизации по управлению механической установкой с мостика или когда средства автоматизации не обеспечивают надежную работу технических средств механической установки, устанавливается обычное вахтенное обслуживание.

430. Заступая на вахту, вахтенный механик обязан лично проверить состояние работающих технических средств механической установки (включая рулевую машину и рефрижераторную установку), получить от сдающего вахту механика необходимые сведения о способе управления главными двигателями механической установки, работе технических средств, проводимых работах по техническому обслуживанию и ремонту и всех замечаниях и распоряжениях, переданных по вахте. Сдающий вахту механик обязан довести указанные данные до сведения принимающего вахту механика.

431. Вахтенный механик обязан:

(01) соблюдать установленный режим работы технических средств, правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции и указания старшего механика по их обслуживанию;

(02) организовать надлежащее несение вахтенной службы и безопасную организацию работ в машинных помещениях;

(03) при обнаружении ненормальной работы технических средств или при угрозе их безопасной работе принимать соответствующие меры и докладывать старшему механику;

(04) контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту механической установки, производимых береговыми и судовыми специалистами, соблюдение ими правил техники безопасности и пожаробезопасности;

(05) следить за правильным и экономным расходованием во время вахты топлива, смазочных, обтирочных и других материалов;

(06) по распоряжению вахтенного помощника капитана производить прием, откачку и перекачку балласта, а также откачку воды из трюмных льял;

(07) следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника капитана производить откачку льяльных вод, не допуская загрязнения моря нефтепродуктами. Следить за тем, чтобы загрязненная вода и мусор не удалялись за борт в запрещенных местах;

(08) обеспечивать постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна, в случае тревоги обеспечивать действие необходимых технических средств;

(09) обеспечивать подачу электроэнергии и пара потребителям;

(10) вести машинный журнал в соответствии с правилами его ведения; на судах с автоматическим ведением машинного журнала контролировать работу фиксирующей аппаратуры, подписывать заполненные за вахту бланки и подшивать в соответствующий журнал с внесением их в опись;

(11) обеспечивать поддержание должного порядка и чистоты в машинных помещениях;

(12) при уходе из машинного помещения сообщать вахтенному мотористу (машинисту) или вахтенному котельному машинисту о месте своего пребывания.

432. Пробные пуски и проворачивание главных двигателей после выполненных ремонтно-профилактических работ вахтенный механик имеет право производить с разрешения вахтенного помощника, старшего механика и с ведома второго механика.

433. При возникновении сомнения во время несения вахты или при необходимости помощи вахтенный механик обязан доложить старшему механику.

Присутствие старшего механика в машинном помещении не снимает с вахтенного механика ответственности за несение вахты до тех пор, пока старший механик не возьмет управление механической установкой на себя, что должно быть взаимно понято.

434. В случае необходимости остановить главный двигатель или изменить режим работы механизмов, заданный с мостика, вахтенный механик обязан доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

435. При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей в машинных помещениях вахтенный механик имеет право остановить главный двигатель или любой другой механизм и немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

Если внезапная остановка главных двигателей или других механизмов грозит аварией судну, капитан (вахтенный помощник) имеет право потребовать продолжения работы главного двигателя и механизмов, принимая ответственность за последствия на себя; о приказании капитана (вахтенного помощника) в этом случае делается запись в машинном и судовом журналах.

436. При обнаружении пожара или поступления внутрь корпуса судна забортной воды вахтенный механик обязан немедленно объявить тревогу и организовать тушение пожара или борьбу с водой, используя для этого все возможные и эффективные меры.

437. Вахтенный механик под свою ответственность и с разрешения старшего механика может поручить вахтенным выполнение работ по техническому обслуживанию и других работ непосредственно на посту или вблизи него. О проведении таких работ должна быть сделана запись в машинном журнале.

438. На судах, где не предусмотрено несение вахт электромеханиками и электриками, вахтенный механик обязан обеспечивать управление всеми техническими средствами судового электрооборудования.

При возникновении каких-либо неисправностей вахтенный механик обязан вызвать в машинное помещение электромеханика или лицо, его заменяющее.

439. На ходовой вахте вахтенный механик обязан:

(01) находиться на посту управления механической установкой и обеспечивать ее работу, при необходимости производить обход работающих технических средств в машинных помещениях, оставляя за себя вахтенного моториста (машиниста);

(02) строго соблюдать назначенный режим работы механической установки, не допускать его изменения; форсирование хода допускается только по команде с мостика;

(03) репетовать и исполнять команды и распоряжения с мостика; если выполнение команды (распоряжения) связано с угрозой аварии или опасностью для жизни людей в машинных помещениях, немедленно доложить об этом на мостик и старшему механику, при повторном приказании с мостика выполнять последнюю команду (распоряжение), произведя соответствующую запись в машинном журнале;

(04) не менее одного раза за вахту, независимо от наличия средств автоматизации, обеспечивать проверку работы рулевого устройства;

(05) получив от вахтенного помощника капитана информацию об изменении обстоятельств и условий плавания, докладывать об этом старшему механику и действовать согласно инструкции для вахтенного механика по обслуживанию механической установки.

При управлении главным двигателем с мостика вахтенный механик имеет право находиться в любом месте машинного помещения, но должен быть готовым в любой момент немедленно прибыть на пост управления и принять управление главным двигателем. Каждый переход с местного на дистанционное управление главным двигателем и обратно должен быть зафиксирован в машинном журнале.

440. Получив распоряжение с мостика о предстоящих маневрах, вахтенный механик обязан доложить об этом старшему механику и вызвать в машинное помещение электромеханика.

Прием-сдача вахты во время маневров или во время ликвидации последствий аварии допускается только с разрешения старшего механика при его нахождении в машинном помещении.

441. Заступая на стояночную вахту, механик обязан, кроме указанного в ст. 429 настоящего Устава, осмотреть все машинные помещения.

На стояночной вахте механик обязан:

(01) неотлучно находиться на судне и обеспечивать установленный режим работы технических средств; покидая машинное помещение, сообщать вахтенному мотористу (машинисту) о месте своего пребывания;

(02) принимать надлежащие меры по обеспечению живучести судна, его пожаробезопасности и надежной работы судовых технических средств;

(03) обеспечивать подачу пара, электроэнергии и воды для производственных и хозяйственно-бытовых нужд; при получении пара и электроэнергии с берега (другого судна) обеспечивать необходимые подключения;

(04) обеспечивать надежное несение вахт в машинных помещениях и присутствовать при смене вахт.

442. При стоянке судна на швартовах вахтенный механик при отсутствии ремонтно-профилактических работ в машинных помещениях имеет право в ночное время отдыхать у себя в каюте одетым.