Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие положения

60. Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.

61. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства (управления флота, управления морских путей, э/о АСПТР), а капитаны судов портового и заводского флота - начальнику соответствующего флота. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение обязанностей.

62. В своей работе по улучшению производственной деятельности судна, организации труда, социалистического соревнования, отдыха, учебы, воспитания и быта членов экипажа капитан опирается на общественные организации судна.

63. Капитан обязан обеспечивать:

(01) поддержание престижа и достоинства граждан Союза Советских Социалистических Республик и защиту их интересов;

(02) соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР;

(03) соблюдение на судне требований Правил Регистра СССР и других органов надзора, настоящего Устава, инструкций, наставлений, приказов и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности судна и его технической эксплуатации;

(04) выполнение рейсовых заданий и рентабельную работу судна;

(05) соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой службы;

(06) высокий уровень воспитательной работы и политико-морального состояния экипажа;

(07) соблюдение необходимых мер по сохранению на судне государственной тайны;

(08) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей на море;

(09) проверку и утверждение судовых расписаний;

(10) режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота;

(11) соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и высокий уровень обслуживания пассажиров;

(12) организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа; проявлять постоянную заботу о повышении квалификации лиц командного состава и судовой команды; способствовать продвижению лиц командного состава по службе, передавать им свои знания и опыт;

(13) общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся, направленных на судно;

(14) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию согласно требованиям Правил Регистра СССР;

(15) контроль за правильным ведением судового, машинного, радиотелеграфного журналов и другой документации;

(16) выполнение действующих законов по предотвращению загрязнения окружающей среды.

64. Капитан несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил на борту судна.

65. В целях обеспечения безопасности судна и груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым.

66. Получив рейсовое задание, капитан должен проработать предстоящий рейс с командным составом и довести его основные задачи и особенности до всех членов экипажа.

67. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других технических средств судна с изменением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом, машинном и электромеханическом (на электроходах) журналах.

68. В случае опасности для судна и находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет. В судовой совет входят: старший помощник, первый помощник, старший механик, руководители общественных организаций. К участию в заседании совета капитан может привлекать также других членов экипажа. Судовой совет не ограничивает прав капитана. Окончательное решение принимает капитан.

69. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР.

Капитан издает приказы по судну.

70. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры.

Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового экипажа и списать его с судна.

Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, действия которого, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества. В этом помещении указанное лицо может при необходимости содержаться вплоть до прихода судна в первый порт СССР. За незаконное содержание в особом помещении капитан несет установленную законом ответственность.

71. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан обязан принять надлежащие меры к тому, чтобы лицо, его совершившее, не могло уклониться от ответственности, произвести дознание, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и указанной союзной республики, а также изданными в их развитие специальными положениями и инструкциями.

Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления. Задержанный должен быть передан соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. При необходимости капитан может направить данное лицо вместе с материалами дознания в СССР на любом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР.

Если на судне, находящемся в порту СССР, совершено деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР и союзной республики, на территории которой расположен порт, капитан должен передать лицо, совершившее указанное деяние, соответствующим местным властям.

72. В случаях аварий с судном, порчи, повреждения или утраты перевозимого груза или багажа, причинения травмы людям и в других случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан обязан принять все необходимые меры для оформления этих случаев в порядке, установленном приказами, инструкциями и правилами Министерства морского флота и судовладельца.

73. Капитан осуществляет подбор и расстановку членов экипажа на судне. При установлении несоответствия занимаемой должности членов экипажа капитан имеет право потребовать замены.

Капитан обязан принимать меры к закреплению кадров на судне и не допускать их текучести.

74. Капитан имеет право, в зависимости от конкретных условий работы или введений новых форм организации труда, производить в соответствии с действующим законодательством о труде необходимое перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.

При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные и аварийные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.

75. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан должен составить акт при участии двух свидетелей и судового врача или фельдшера, а также сделать запись в судовом журнале. Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в иностранном порту.

К акту о смерти прилагается опись находящегося на судне имущества умершего, к сохранению которого капитан обязан принять необходимые меры. Тело умершего изолируется на судне. По прибытии в порт СССР или в порт иностранного государства, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти и имущество умершего, а также его опись начальнику порта СССР, а в иностранном порту - консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно длительное время находиться в море и тело покойного не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

76. В случае военных действий или возникновения военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.