N 1 (40) ЯНВАРЬ 1999

Архив | следующий выпуск

Содержание

Научитесь работать эффективно!

 Алексей Зюляев Руководитель отдела маркетинга Алексей Зюляев
Руководитель отдела маркетинга
В январе стартует новая Программа бесплатного обучения пользователей

С начала 1999 г. мы предлагаем пользователям Сети КонсультантПлюс во всех регионах России бесплатно пройти курс обучения работе с системами КонсультантПлюс в рамках новой Программы обучения. Специально разработанная методика поможет на конкретных примерах поиска документов и работы с их текстами приобрести и развить навыки эффективной работы с системами.

Эффективное использование справочных правовых систем - гарантия успешной работы

Темпы развития программных технологий в последние годы очень высоки. Не исключение и технология КонсультантПлюс, являющаяся сегодня одной из передовых в области поиска и обработки информации. Основные методы работы с системами КонсультантПлюс просты и понятны интуитивно. Но непрерывное усовершенствование возможностей систем побуждает пользователей постоянно повышать уровень своих знаний, для того чтобы работать с наибольшей эффективностью.

В современной экономике быстрое и грамотное принятие решений становится ключевым фактором успешного развития предприятия. А любое решение основывается на информации, в том числе и на правовой информации. Поэтому умение быстро найти нужные правовые акты сегодня просто необходимо. Задачу поиска необходимых документов и их анализа значительно упрощают справочные правовые системы, обладающие практически неограниченными информационно-аналитическими возможностями. И наши пользователи это осознают - результаты регулярно проводимых маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что многие из них (более 50%) хотели бы пройти дополнительное обучение работе с системами. Стремление специалистов к такому обучению определяется и тем фактом, что сегодня хорошее владение современными программными технологиями, в том числе и умение эффективно работать с системами КонсультантПлюс, является неотъемлемым условием профессионального и служебного роста.

Новая методика - новые знания и навыки

В рамках новой Программы с января 1999 г. региональные информационные центры Сети КонсультантПлюс начинают обучение всех желающих пользователей на рабочем месте или на специально организованных семинарах. Пройти обучение может любой пользователь - как начинающий, так и уже имеющий опыт работы с системой. Мы особо рекомендуем пройти обучение тем, кто уже давно использует системы КонсультантПлюс, так как системы постоянно совершенствуются, появляются более эффективные методы поиска и работы с документами, с которыми можно ознакомиться в процессе обучения.

Разработанная нашими специалистами методика обучения ориентирована прежде всего на развитие практических навыков поиска документов и работы с ними. На занятиях пользователи будут выполнять конкретные примеры, демонстрирующие поиск в системе различных документов и работу с их текстами. В процессе обучения можно будет не только знакомиться с возможностями систем КонсультантПлюс, но и приобретать навыки их применения в реальных ситуациях.

Быстро и эффективно

Предлагаемая методика обучения была опробована пользователями Сети КонсультантПлюс в нескольких регионах. Специалисты отмечали высокую эффективность курса - значительный объем знаний и навыков работы с системами приобретается всего за несколько кратковременных занятий. Результатом обучения стало существенное сокращение времени, затрачиваемого пользователями на поиск документов и работу с ними, более широкое использование сервисных возможностей систем КонсультантПлюс в повседневной работе.

Как найти документ, если известны его реквизиты - номер, название, дата принятия? Как подобрать документы по интересующему вопросу? Как отслеживать появление новых документов? Как быстро перейти к необходимому разделу в большом документе? Как проследить связи между документами? Как распечатать документ или его фрагмент? Это лишь немногие из вопросов, ответы на которые Вы получите, пройдя обучение. Кроме того, в процессе обучения Вы сможете задать преподавателю любые дополнительные вопросы по работе со справочными правовыми системами КонсультантПлюс.

Обучение будет проводить инженер по сопровождению систем КонсультантПлюс либо другой специально подготовленный сотрудник регионального информационного центра. В процессе преподавания во всех регионах России будут использоваться единые учебно-методические материалы, разработанные специалистами АО "Консультант Плюс". Обучение на рабочем месте пользователя состоит из четырех занятий продолжительностью около двадцати минут каждое. В некоторых региональных информационных центрах Вам могут также предложить пройти обучение на специально организованных семинарах. Две формы обучения - на рабочем месте и на семинарах - равноценны, то есть достаточно пройти обучение по одной из них. Вне зависимости от формы обучения для пользователей систем КонсультантПлюс оно проводится бесплатно.

После прохождения обучения Вы можете получить Свидетельство, подтверждающее Ваше умение работать с системами. Для получения такого Свидетельства нужно сдать мини-экзамен на умение использовать поисковые возможности систем семейства КонсультантПлюс.

Приглашаем на занятия!

Чтобы пройти обучение, нужно обратиться к инженеру по сопровождению, обслуживающему Ваши системы, или позвонить в обслуживающий Вас региональный информационный центр. Все центры Сети КонсультантПлюс имеют необходимые методические материалы, и в них работают специально подготовленные сотрудники, которые могут квалифицированно провести обучение.

Мы уверены, что приобретенные в процессе обучения знания и навыки помогут повысить эффективность работы с системами КонсультантПлюс, а значит, и эффективность Вашей работы в целом. Быстро и без особых усилий найдя документ, Вы сможете уделить больше времени и внимания его изучению и анализу и в результате более оперативно и обоснованно принять важное решение.

Поэтому не откладывайте обучение на завтра - уже сегодня Вы можете позвонить в региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс и записаться на занятия.

Желаем успеха!

 

КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист: полнота, актуальность, достоверность

 КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист: полнота, актуальность, достоверность

 Батыр Тохтамуратов Руководитель проектов КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист Батыр Тохтамуратов
Руководитель проектов КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист

Вопросы, касающиеся полноты, актуальности и достоверности информационных банков, содержащих консультационные материалы, всегда интересуют специалистов. Задают их и пользователи справочных систем КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист. Рассуждать на эту тему можно очень долго, но при этом доказать при помощи каких-либо формальных характеристик, какой из информационных банков полнее, актуальнее, достовернее, практически невозможно. Трудно оценивать качественные показатели, рассматривая только количественные. Говорить отдельно о полноте банка, сравнивая количество консультаций по той или иной теме, и не останавливаться при этом на вопросах актуальности и достоверности не имеет смысла. Информация, содержащаяся в банках, имеет свойство устаревать, она может касаться очень узкого круга потребителей, она изначально может быть субъективной, выражая лишь точку зрения автора на возникшую проблему.

Полнота информационного банка

Количество консультаций в банке, конечно, важный показатель, но он далеко не самый главный. Несмотря на то, что в банке консультационных материалов системы КонсультантБухгалтер на начало 1999 г. находится более девяти тысяч консультаций, а в системе КонсультантФинансист - более двенадцати тысяч, работа над пополнением баз ведется постоянно. Потребность в новом консультационном материале обычно увеличивается с активизацией нормотворческой деятельности в стране, с изданием новых законов, постановлений. Новые нормативные документы приводят к возникновению новых вопросов, а следовательно, и к возникновению новых консультаций.

Причем этот поток не ослабевает даже в периоды стабильности законодательства. В это время потребность в разъяснениях возникает у тех пользователей, которые тщательно изучили нормативные документы, разработали новые способы ведения учета, оптимизации налогообложения и хотят понять, насколько их действия соответствуют законодательству. С другой стороны, действия налогоплательщиков стимулируют органы власти вносить изменения в существующие нормативные документы или принимать новые, что опять вызывает необходимость новых разъяснений.

Для обеспечения полноты и актуальности базы консультационных материалов ее разработчикам необходимо иметь достаточно большое количество пользователей, отслеживать наиболее важные для них вопросы. Кроме того, необходимо наладить сотрудничество с потенциальными авторами консультаций - специалистами в области налогообложения и бухгалтерского учета, активно работающими с запросами предприятий, и, наконец, обеспечить оперативное поступление новых материалов в системы. Определить же, насколько полон банк консультаций, можно только на основании опыта использования этого банка в практической деятельности предприятия.

Об актуальности и достоверности консультаций

Практически всегда у пользователя возникает вопрос, можно или нельзя использовать данную консультацию в данный момент времени, не устарела ли она. Эту проблему нельзя решить, указывая статус консультации "действует" или "не действует". Консультации (за исключением зарегистрированных в Минюсте РФ) не являются нормативными документами, они всегда содержат точку зрения конкретного автора. Нередки случаи, когда в системах представлены разные позиции разных авторов по одной проблеме. Авторами консультаций являются сотрудники Минфина РФ, Государственной налоговой службы РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Главных управлений ЦБ РФ по г. Москве и Санкт-Петербургу, других министерств и ведомств, а также эксперты Ассоциации Российских Банков, известных юридических, аудиторских и консультационных фирм. Многие из них сегодня формируют позицию государственных органов по различным проблемам, возникающим в хозяйственной деятельности, и по существу являются арбитрами при решении законодательных коллизий. Их мнение представляется особенно ценным. Нередко взгляды государственных чиновников и независимых экспертов на одну и ту же проблему расходятся, особенно по вопросам, не нашедшим однозначного отражения в нормативных документах. Намного реже, но бывают случаи, когда позиция автора или ведомства с течением времени изменяется и при этом не меняется нормативная база. Консультации никто не вводит в действие и никто не отменяет. Вопрос о правомерности применения консультации, или о времени ее "действия", является поводом для еще одной консультации, что никак не изменяет ситуацию.

Присваивать статус "действует" или "не действует" точке зрения конкретного автора, по меньшей мере, некорректно. Принимать или нет предложенную позицию автора, а также отстаивать сделанный выбор перед налоговой инспекцией или перед руководством предприятия все равно придется пользователю самостоятельно. При этом обязательно надо учитывать, когда была дана консультация и каковы позиции других авторов или ведомств по сходным вопросам. Вслед за автором обязательно надо самостоятельно изучить нормативные документы, которые явились основанием для сделанных выводов, и только на их основании принимать решение.

Справочные системы не берут на себя роль арбитра, не указывают пользователям, какую норму права или консультацию применять, а какую нет. Справочные системы только предоставляют необходимые нормативные документы, консультации и дают пользователям удобные инструменты для поиска и анализа необходимой информации.

Принципы изменения информационного банка

Консультации не остаются навсегда в информационном банке. По истечении некоторого времени они могут быть либо удалены из информационного банка, либо изменены. В нормативных документах, имеющих непосредственное отношение к бухгалтерскому учету и налогообложению, установлены следующие временные интервалы, которые надо учитывать, устанавливая срок, в течение которого консультации будут находиться в системе.

  • В соответствии со статьей 11 Закона "О государственной налоговой службе РСФСР" Государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и за проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года.
  • Согласно статье 24 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.
  • Согласно п. 8 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Статья 113 устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение трех лет.
  • Гражданским законодательством установлен общий срок исковой давности также в три года.
  • Первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские документы, извещения банков и переводные требования, выписки банков, наряды на работу, табели, акты о приеме, сдаче и списании имущества и материалов, квитанции и накладные по учету товарно-материальных ценностей, авансовые отчеты и другие), необходимо хранить пять лет. Лицевые счета работников и расчетно-платежные ведомости - до 75 лет.

Таким образом, консультация может оставаться необходимой достаточно долго. С другой стороны, чрезмерное увеличение количества консультаций из-за длительного хранения в информационном банке приводит к усложнению поиска требуемого материала. С течением времени актуальность некоторых консультаций падает. Пользователи все реже и реже обращаются к ним и, естественно, в определенный момент времени их целесообразно удалять из информационного банка. При этом срок "старения" разный для различных консультаций. Одни консультации могут оставаться актуальными длительный период времени, другие полностью теряют актуальность достаточно быстро. Все зависит от того, какой вопрос рассматривается в консультации.

В среднем срок, в течение которого консультация находится в информационном банке без изменений, был установлен равным трем годам. По истечении этого срока консультации, полностью потерявшие актуальность, удаляются из информационного банка. Если вопрос остался интересным для пользователей, авторы консультации повторно рассматривают его. В этом случае в информационном банке сохраняется старый ответ, а новый дописывается к нему. Консультации, не потерявшие актуальность, остаются в информационном банке без изменений. Анализ консультаций на предмет удаления проводится экспертами и носит субъективный характер, поэтому консультации не исчезают бесследно. Все удаленные консультации попадают в архив разработчиков, и в случае возникновения необходимости в каком-либо материале по просьбе пользователя он снова может быть включен в информационный банк.

 

Глазами эксперта

Татьяна Ашомко
Центр исследований проблем налогообложения

Данная консультация, включенная в информационный банк ВопросыОтветы системы КонсультантБухгалтер, является ответом на вопрос, присланный сразу несколькими пользователями в адрес разработчиков проекта. Юрист Центра исследований проблем налогообложения разъясняет следующую ситуацию.

Главный бухгалтер организации по договору с учебным заведением, имеющим соответствующую лицензию, прошел переподготовку в объеме требований программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Единовременный сбор за проведение аттестации уплачен в Аттестационную комиссию профессиональных бухгалтеров отдельно от стоимости переподготовки. Может ли организация отнести на себестоимость плату учебному заведению за переподготовку и сбор за проведение аттестации?

Согласно пп. "к" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, ред. от 11.09.98), в себестоимость продукции включаются затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, в том числе затраты, связанные с оплатой за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом для целей налогообложения оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке, установленном законодательством.

Министерством финансов РФ в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 разработаны и утверждены нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения (изложены в письме Минфина РФ от 06.10.92 N 94, ред. от 19.10.95).

Согласно п. 3 этого письма расходы на подготовку и переподготовку кадров подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями. При этом общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать двух процентов от включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на оплату труда работников.

"Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров" (утв. Минфином РФ 15.02.96 N 16-00-26-02, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ 08.02.96) определяет порядок аттестации профессиональных бухгалтеров: главных бухгалтеров, финансовых управляющих, бухгалтеров, осуществляющих бухучет юридических лиц, а также бухгалтеров-консультантов. Хотя данная аттестация на сегодняшний день и не является обязательной (нормативные документы, делающие ее таковой, отсутствуют), она подтверждает соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции и его способность в необходимых случаях организовывать качественную работу соответствующих служб, а также возглавлять самостоятельные консультационные коммерческие службы.

Специальная послевузовская учебная подготовка по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (утв. Минфином РФ, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Содружества 28.06.96), прохождение которой является обязательным требованием для получения аттестата профессионального бухгалтера (п. 2.1 вышеуказанного положения), преследует цель обеспечения необходимого уровня современных профессиональных знаний и навыков в соответствии с повышающимися требованиями к квалификации специалистов. По нашему мнению, такое обучение может рассматриваться как подготовка, повышение квалификации бухгалтерских работников.

Поэтому суммы оплаты такого обучения при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), в установленном размере (в пределах двух процентов расходов на оплату труда) могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг).

Что касается расходов на оплату единовременного аттестационного сбора, взимаемого за проведение аттестации, то они должны производиться за счет прибыли организации. Во-первых, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, не содержит специальных указаний на возможность включения подобных сборов в налоговую себестоимость. А во-вторых, Аттестационная комиссия профессиональных бухгалтеров, в пользу которой перечисляется данный сбор, образовательным учреждением не является, сам же аттестационный сбор по сути не есть плата за обучение.

 

Новое в системах: КонсультантАрбитраж

Михаил Рогожев Руководитель проекта КонсультантАрбитраж Михаил Рогожев
Руководитель проекта КонсультантАрбитраж

Начиная с декабря в справочной системе КонсультантАрбитраж произошли небольшие изменения в порядке проставления значений поля "тип документа". Вместо значения "справка" теперь используются два значения: "справка" и "статистика".

Значение "статистика" присваивается документам, содержащим статистическую информацию о деятельности судебной системы РФ (о количестве рассмотренных дел, процентном соотношении дел по разным категориям споров и т.п.).

Значение "справка" присваивается документам, содержащим справочную информацию, такую, как адреса и телефоны судебных органов, органов юстиции, милиции, нотариата и т.п.

Подобная детализация в поле "тип документа" облегчит пользователю поиск конкретных документов.

КОРОТКО

В декабре в Министерстве образования РФ были подведены итоги Всероссийской студенческой юридической олимпиады. В числе организаторов Олимпиады были Администрация Президента РФ, Межрегиональная ассоциация юридических высших учебных заведений, МГУ им. М.В.Ломоносова (юридический факультет), Российский фонд правовых реформ (РФПР) и др. Информационную поддержку оказывали газеты "Российские вести", "Юридический вестник", журналы "Основы государства и права", "Правоведение", "Российская юстиция", компания "Консультант Плюс", проект "Правовая культура" РФПР и др. Каждый из трех туров Олимпиады начинался с тестирования на умение работать со справочными правовыми системами. Организаторы Олимпиады отметили, что системы КонсультантПлюс популярны среди студентов.

В декабре в Санкт-Петербурге прошел Международный круглый стол "Международное сотрудничество в сфере обмена правовой информацией через глобальные компьютерные сети и доступ граждан к электронным базам данных правовой информации". В мероприятии участвовали эксперты Совета Европы, представители государственных ведомств, разработчики правовых систем. От Сети КонсультантПлюс с докладом "Роль негосударственных компаний в организации доступа граждан к правовой информации" на форуме выступил генеральный директор АО "Консультант Плюс" Д.Б.Новиков.

Архив | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2024
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомнадзоре, рег. ПИ № ФС77-42966
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: https://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой:

 

О компании и продуктах КонсультантПлюс