Все новости
Сегодня
Возмещение судебных расходов по обособленным спорам в деле о банкротстве: поправки Минэкономразвития
Сегодня
При перевозке лекарств нарушили температурный режим — суд не принял довод о погрешности индикатора
Сегодня
Служебный контракт не оформили на бумаге, но срок его действия истек – суд счел увольнение законным
Сегодня
Личный кабинет налогоплательщика: ФНС обновила для юрлиц и ИП раздел с доверенностями
Сегодня
20 мая начнется эксперимент по маркировке кабелей и проводов
Сегодня
Развитие России: президент подписал указ о национальных целях до 2030 года и на перспективу
Сегодня
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за апрель
Сегодня
Прием на работу: Роструд уточнил, в какой срок издать приказ
Сегодня
Проект не прошел экспертизу по вине госзаказчика — суды не увидели неосновательного обогащения
Сегодня
Утверждены новые правила трансграничного перемещения отходов
7 мая
Предложен новый крупный штраф для операторов мобильной связи — проект Минцифры
7 мая
Суд: учреждение не обязано разделять затраты на эксплуатацию техники по видам деятельности
7 мая
Налог на прибыль: суд признал продажей имущественных прав отказ от выкупа лизингового имущества
7 мая
Минздрав утвердил типовое положение о госпитале ветеранов войн
7 мая
Ответственность ресурсоснабжающих организаций: поправки о ее ужесточении приняты во втором чтении
7 мая
НДФЛ-вычет на недееспособных детей: ФНС указала, в каком размере его дают на инвалида 23 лет
7 мая
Роструд скорректировал чек-листы для проверок работодателей
7 мая
Типовые условия госконтрактов на услуги строительного контроля: проект Минстроя
7 мая
Эксперимент по маркировке моторных масел и антифризов может стартовать уже осенью
6 мая
Масштабные изменения в сфере банкротства прошли третье чтение
6 мая
Техобслуживание и ремонт объектов электроэнергетики: обновленные правила вступают в силу 6 мая
6 мая
Если идет служебная проверка, уволиться по собственному желанию нельзя, решил суд
6 мая
Ряд владельцев интернет-сервисов будут хранить больше сведений о пользователях — проект Минцифры
6 мая
Суд отменил штраф за некорректное применение тарифа на оплату помощи по ОМС
6 мая
НДС с авансов: Минфин указал на нюансы восстановления налога покупателем
6 мая
Взносы на травматизм в 2025 году – СФР подготовил показатели для скидки и надбавки к тарифу
6 мая
Минтруд рассмотрел вопрос об оплате медосмотра в выходной
6 мая
УФАС: реестровая запись подтверждает только страну товара, но не его характеристики для госзакупки
4 мая
Правительство временно запретило экспорт сахара с 6 мая 2024 года
4 мая
Суд: госслужащая смогла взыскать премию ко дню финансиста, а за особые задания нет
4 мая
Налог на имущество: организация применила неверную кадастровую стоимость из ЕГРН – суд отменил пени
4 мая
Пожарная безопасность, лицензии и прочее: МЧС предлагает повысить ряд административных штрафов
4 мая
ФНС рассказала о работе двух своих сервисов
3 мая
Минцифры напомнило ИТ-компаниям о подтверждении аккредитации
3 мая
Учет маркированной молочной продукции по партиям: Минпромторг предлагает провести эксперимент
3 мая
ВС РФ запретил арендатору лесного участка добывать без лицензии песок для строительства дорог
3 мая
После стационара больница выдавала пациентам лекарства — суды разрешили оплачивать их за счет ОМС
3 мая
Больничный: суды считают, что организации нужно вернуть переплату из-за ошибки в электронном реестре
3 мая
СЗВ-М с ошибкой: фонд не может взыскать со страхователя штраф спустя время, считает суд
3 мая
Суд: фонд должен провести повторную экспертизу, даже если клиника направила претензию без документов
3 мая
Победитель оформил гарантию после отмены итогов госзакупки — суд не взыскал комиссию за ее получение
3 мая
Покупка драгоценных металлов в слитках: ЦБ РФ дал рекомендации кредитным организациям
3 мая
КБК: Минфин разработал проект перечней на 2025 год и плановый период
3 мая
КС РФ разъяснил, как уволить сотрудника при отказе работать в другой местности
13 декабря 2019

Разработан проект федерального стандарта внутреннего финансового аудита

Минфин подготовил проект стандарта, который будут применять главные администраторы (администраторы) бюджетных средств при проведении ВФА. В стандарте планируют закрепить способы проведения аудита, правила его документирования, порядок привлечения экспертов.

Общественное обсуждение проекта завершится 23 декабря.

Как провести аудит

Аудиторское мероприятие будут проводить по программе, которую утвердит руководитель субъекта ВФА. Он же назначит аудиторскую группу и ее руководителя, а при необходимости обеспечит привлечение эксперта (п. п. 3, 4 проекта стандарта).

Как собрать и проанализировать аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства — это документы, фактические данные и информация, полученные при аудите. К ним также могут быть отнесены данные прошлых проверок и оценки бюджетных рисков, мониторинга устранения нарушений по тем бюджетным процедурам, которые являются объектами текущего аудита (п. 12 проекта стандарта).

Все собранные в ходе аудита доказательства должны быть достаточными и уместными для того, чтобы на их основании можно было сделать обоснованные выводы и дать необходимые рекомендации в заключении по результатам аудита (п. 13 проекта стандарта).

При оценке уместности нужно учитывать следующее (п. 16 проекта стандарта):

  • документированные доказательства надежнее устных. Степень надежности может быть разной в зависимости от источника и цели документа;
  • письменные свидетельства надежнее устных разъяснений;
  • доказательства из нескольких источников более надежны, чем полученные из одного;
  • доказательства, принятые от незаинтересованных третьих лиц, надежнее полученных от субъектов бюджетных процедур;
  • доказательства, полученные от субъектов бюджетных процедур, более надежны при эффективном внутреннем контроле;
  • доказательства, собранные непосредственно аудитором (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), надежнее полученных, например, по запросу;
  • оригиналы документов надежнее копий.

Если доказательства из разных источников различаются или руководитель аудиторской группы сомневается в надежности полученной информации, он должен обеспечить проведение дополнительных аудиторских процедур и при необходимости предложить внести изменения в программу аудита (п. 25 проекта стандарта).

Какой способ сбора доказательств выбрать

Можно проводить сплошной аудит, отбирать конкретные операции (действия), документы, информацию или использовать аудиторскую выборку (п. 18 проекта стандарта).

Выбор способа зависит от цели аудита, характера бюджетных процедур, характеристик изучаемых документов и информации.

Сплошной способ аудита целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации, либо когда другими способами нельзя получить достаточные и уместные аудиторские доказательства. Этот способ также применяют, если он эффективнее других с точки зрения трудозатрат, например, когда используется программное обеспечение для изучения ВФА (п. 19 проекта стандарта).

Отбор конкретных операций (действий), документов, данных, информации используется, когда изучения отдельных элементов достаточно для достижения целей аудита. В таком случае выводы аудитора относятся только к этим элементам — они не могут быть распространены на всю совокупность операций (действий), документов, данных, информации (п. 20 проекта стандарта).

Аудиторская выборка позволяет, изучив часть операций (действий), документов, данных и информации по объектам аудита, сделать выводы относительно всей совокупности проверяемых элементов (п. 21 проекта стандарта).

Выборка может быть статистической и нестатистической. При статистической проверяемые элементы выбираются случайным образом, а результаты выборки оцениваются с использованием теории вероятности. Выборка, не соответствующая таким характеристикам, является нестатистической (п. 22 проекта стандарта).

Какие документы составлять при аудите и как их хранить

Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать (п. 28 проекта стандарта):

  • документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудита;
  • документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные в ходе проверки, включая описание способов их получения, а также документы, подтверждающие, что члены аудиторской группы выполнили аудиторские процедуры;
  • проект заключения по итогам проверки и его окончательный вариант;
  • замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур;
  • предложения субъекта ВФА, касающиеся составления плана мероприятий для устранения выявленных нарушений и недостатков, а также исполнения рекомендаций по итогам проверки, и план мероприятий (если он составлялся);
  • результаты мониторинга выполнения плана мероприятий (если мониторинг осуществлялся).

Документы должны подтверждать следующее (п. 29 проекта стандарта):

  • все объекты исследованы в соответствии с программой аудита;
  • собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для того, чтобы обосновать выводы, рекомендации и сформировать заключение по результатам аудита;
  • проверка проведена в соответствии с федеральными стандартами ВФА и ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, который обеспечивает проведение ВФА.

Каждый рабочий документ должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать (п. 30 проекта стандарта):

  • аудиторское мероприятие и пункт программы аудита, при выполнении которого составлен документ;
  • дату составления документа;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись члена аудиторской группы, составившего документ;
  • должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы, который проверил документ, и дату проверки.

Рабочие документы ведутся и хранятся в электронном или бумажном виде. Страницы бумажных экземпляров должны быть пронумерованы (п. п. 27, 30 проекта стандарта).

Все документы проверяет руководитель аудиторской группы. Если после этого в них внесены исправления, руководитель должен их проверить и заверить подписью с указанием даты (п. 31 проекта стандарта).

При хранении необходимо исключить возможность изменения документов, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов (их части). Это требование не касается документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудита (п. 33 проекта стандарта). (п. 33 проекта стандарта).

Что учесть при привлечении эксперта

Эксперта привлекают, когда для исследования каких-то вопросов аудита необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не обладают работники главного администратора (администратора) бюджетных средств (п. 4 проекта стандарта). Им может быть физлицо, которое на период проведения аудита (п. п. 5, 6 проекта стандарта):

  • не состоит и не состояло в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, который его привлекает;
  • не является должностным лицом органа государственного (муниципального) финконтроля.

Эксперт должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев (п. 7 проекта стандарта):

  • наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • наличие образования и профподготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудита;
  • наличие сертификатов, лицензий или других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы аудита;
  • членство в профессиональных объединениях, СРО в сфере, к которой относятся вопросы аудита, соблюдение стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.

Можно включить эксперта в аудиторскую группу, поручив ему выполнение отдельных заданий, подготовку аналитических записок, экспертных оценок, а можно заключить с ним договор на выполнение определенного объема конкретных работ (п. 8 проекта стандарта).

Обратите внимание: даже если к проверке привлекался эксперт, ответственность за выводы в заключении по итогам проверки несет руководитель аудиторской группы (п. 10 проекта стандарта).

Связанные новости