Все новости
Сегодня
НДС с авансов: Минфин указал на нюансы восстановления налога покупателем
Сегодня
Взносы на травматизм в 2025 году – СФР подготовил показатели для скидки и надбавки к тарифу
Сегодня
Минтруд рассмотрел вопрос об оплате медосмотра в выходной
Сегодня
УФАС: реестровая запись подтверждает только страну товара, но не его характеристики для госзакупки
4 мая
Правительство временно запретит экспорт сахара
4 мая
Суд: госслужащая смогла взыскать премию ко дню финансиста, а за особые задания нет
4 мая
Налог на имущество: организация применила неверную кадастровую стоимость из ЕГРН – суд отменил пени
4 мая
Пожарная безопасность, лицензии и прочее: МЧС предлагает повысить ряд административных штрафов
4 мая
ФНС рассказала о работе двух своих сервисов
3 мая
Минцифры напомнило ИТ-компаниям о подтверждении аккредитации
3 мая
Учет маркированной молочной продукции по партиям: Минпромторг предлагает провести эксперимент
3 мая
ВС РФ запретил арендатору лесного участка добывать без лицензии песок для строительства дорог
3 мая
После стационара больница выдавала пациентам лекарства — суды разрешили оплачивать их за счет ОМС
3 мая
Больничный: суды считают, что организации нужно вернуть переплату из-за ошибки в электронном реестре
3 мая
СЗВ-М с ошибкой: фонд не может взыскать со страхователя штраф спустя время, считает суд
3 мая
Суд: фонд должен провести повторную экспертизу, даже если клиника направила претензию без документов
3 мая
Победитель оформил гарантию после отмены итогов госзакупки — суд не взыскал комиссию за ее получение
3 мая
Покупка драгоценных металлов в слитках: ЦБ РФ дал рекомендации кредитным организациям
3 мая
КБК: Минфин разработал проект перечней на 2025 год и плановый период
3 мая
КС РФ разъяснил, как уволить сотрудника при отказе работать в другой местности
2 мая
Минцифры подготовило новшества в сфере мобильной связи для абонентов и операторов
2 мая
Суд: отказ в финансировании предупредительных мер из-за ошибок в заявлении и документах неправомерен
2 мая
Суды не увидели дробления госзакупки в нескольких похожих сделках с единственным поставщиком
2 мая
Клиника не смогла оспорить отказ в оплате услуг, хотя объем помощи по ОМС уменьшили в конце года
2 мая
Кассация не разрешила выплатить надбавку за качество работ за счет субсидии на госзадание
2 мая
Обеспечительные меры: приостановить решение налоговой помогли правильные аргументы компании в суде
2 мая
Уведомление о сокращении выслали почтой, работник получил его позже срока — суды отменили увольнение
2 мая
Железнодорожный транспорт: перечень индикаторов риска нарушений значительно расширен
1 мая
Налог на прибыль: первичка не подтверждает убытки, если их не отразили в декларациях, решил суд
1 мая
Суды: обучение немедицинского персонала нельзя оплатить за счет ОМС
1 мая
Минпромторг предложил эксперимент по маркировке ряда бакалейных товаров
1 мая
Больничный выдан за отработанный день – вместо пособия можно перечислить зарплату, решил суд
1 мая
С 1 мая сведения об обороте БАДов и кожных антисептиков направлять в систему маркировки обязательно
26 ноября 2019

Минфин подготовил стандарт для организаций бюджетной сферы по учету нематериальных активов

Ведомство направило на регистрацию в Минюст приказ, который утвердит стандарт бухучета госфинансов "Нематериальные активы". Его нужно будет применять при отражении в учете нематериальных активов (далее — НМА), а также при раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о них.

Стандарт начнет работать с 1 января 2021 года.

Что относить к НМА

Объект НМА — это объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения в течение срока более чем 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентифицировать (выделить, отделить) от другого имущества, в отношении которого у учреждения возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование актива.

Активы делят на две подгруппы:

  • НМА с определенным сроком полезного использования;
  • НМА с неопределенным сроком полезного использования.

Отметим, стандарт не используется в отношении определенных объектов учета (например, финансовых активов и вложений, результатов интеллектуальной деятельности, приобретенных для перепродажи, прав пользования активом, возникающих по договорам аренды).

Когда объект НМА ставить на учет

Объект учитывают в составе группы НМА при условии, что учреждение:

  • прогнозирует получить экономическую выгоду или полезный потенциал от использования объекта;
  • может надежно оценить первоначальную стоимость объекта.

Объект НМА должен стоять на учете у того учреждения, которое фактически использует (вправе использовать) такой объект. При этом не имеет значения, был ли актив закреплен учредителем или получен в ходе финансово-хозяйственной деятельности.

Актив культурного наследия отражается в учете, только если есть возможность получить от него будущие экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью. В других случаях активы культурного наследия в бухучете не отражаются. Информацию о них надо раскрыть в пояснительной записке (ф. 0503160, 0503760).

Что является единицей учета НМА

Единица бухучета объекта НМА — инвентарный объект. Это может быть совокупность прав на результат интеллектуальной деятельности, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного или муниципального контракта).

Также это может быть несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, к примеру кинофильм или мультимедийный продукт.

Каждому инвентарному объекту НМА нужно присвоить уникальный инвентарный номер. Он сохраняется за ним на весь период учета. При этом вновь принятым к учету объектам НМА не нужно присваивать инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов НМА.

Как вести учет НМА

Объект НМА учитывают по первоначальной стоимости. Определяют ее по-разному, в зависимости от типа операции, по которой актив приобретался: обменная или необменная.

При обменной операции первоначальную стоимость определяют как сумму фактически произведенных затрат с учетом предъявленного НДС (за исключением случаев, когда объект будет использоваться в облагаемой НДС деятельности). В затраты включают:

  • цену приобретения с таможенными пошлинами и невозмещаемый НДС за вычетом скидок (вычетов, премий, льгот);
  • любые фактические затраты, связанные с приобретением актива (например, регистрационные сборы, госпошлины, затраты по подготовке к использованию).

При этом, как только комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов подтвердит, что актив готов к использованию по назначению, все последующие затраты нужно будет относить не на стоимость объекта, а на текущие расходы.

В первоначальную стоимость не включают:

  • общехозяйственные, общие административные и прочие общие накладные расходы, кроме тех, которые могут быть отнесены напрямую на подготовку определенного объекта НМА к использованию;
  • операционные убытки, понесенные во время формирования спроса на продукцию, выпущенную при помощи данного актива;
  • затраты на внедрение новых продуктов или услуг;
  • затраты на ведение деятельности на новом месте или с новой группой потребителей услуг (включая затраты на обучение персонала).

Если по договору предусмотрена отсрочка платежа за объект НМА на срок более чем 12 месяцев, то разницу между стоимостью при оплате без отсрочки и стоимостью при оплате с учетом отсрочки признают в качестве расходов на уплату процентов. Исключение — ситуация, когда такие проценты включаются в первоначальную стоимость активов в соответствии с другими НПА.

Если актив был приобретен в обмен на другой актив (кроме денег), то оценивают его по справедливой стоимости на дату приобретения. Исключение — ситуация, когда обменная операция не носит коммерческий характер или справедливую стоимость невозможно надежно оценить. В этом случае стоимость актива определяют на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

При необменной операции первоначальной стоимостью признают справедливую стоимость на дату приобретения, либо стоимость, отраженную в передаточных документах.

Если справедливую стоимость оценить не получается и в передаточных документах нет информации о стоимости, то объект НМА учитывают по текущей остаточной стоимости.

Полученные от собственника (учредителя) или другой организации бюджетной сферы объекты НМА учитывают по определенной передающей стороной стоимости, которая отражена в передаточных документах.

Отметим, объекты НМА, предназначенные для отчуждения не в пользу субъектов бюджетной сферы, нужно учитывать по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухучете и раскрывается в отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Как учитывать НМА, созданные собственными силами

Объект НИОКР, созданный собственными силами, признают в качестве вложений в объекты НМА при соблюдении следующих условий (критерии признания):

  • субъект учета намерен и имеет возможность (техническую и финансовую) завершить создание объекта НМА, а также возможность его использовать;
  • предполагается получение будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта НМА (документально обосновано);
  • возможно надежно оценить затраты, относящиеся к объекту НМА, понесенные в процессе его разработки.

Первоначальная стоимость таких объектов равна сумме затрат, понесенных с момента, когда объект впервые стал соответствовать критериям признания. Она включает все прямые затраты, необходимые для создания, производства и подготовки актива к использованию по назначению.

Затраты на НИОКР, отнесенные на расходы в предшествующих отчетных периодах (то есть до момента, когда они начали соответствовать критериям признания), не могут быть признаны в качестве актива в текущем или последующих отчетных периодах.

Как начислять амортизацию

Амортизацию начисляют только по объектам НМА с определенным сроком полезного использования. При определении этого срока учитывают следующие факторы:

  • ожидаемый срок получения экономических выгод от объектов НМА или их полезного потенциала;
  • срок действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности;
  • срок полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственно связан.

На объекты НМА стоимостью свыше 100 тыс. руб. амортизацию начисляют в соответствии с нормами амортизации. Если стоимость до 100 тыс. руб. включительно — в размере 100% первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы НМА.

Сумму амортизационных отчислений за каждый период учитывают в составе расходов текущего периода, кроме случаев, когда она включена в стоимость вложений в актив.

Ежегодно нужно проводить анализ возможности установления срока полезного использования по всем объектам НМА с неопределенным сроком полезного использования. Если срок установлен, то одновременно устанавливается и способ амортизации.

Как списать НМА

При принятии решения о списании нужно руководствоваться следующими критериями:

  • субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) активом;
  • субъект учета больше не распоряжается объектом НМА и не использует его;
  • величину дохода (расхода) от выбытия объекта НМА можно надежно оценить;
  • прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал от НМА, а также понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операциями по НМА, можно надежно оценить.

Доходы от выбытия подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.

Если договором на реализацию выбывающего объекта НМА предусмотрена отсрочка платежа более чем на 12 месяцев, то справедливой стоимостью признается сумма, рассчитанная без учета отсрочки платежа. Разница между величиной дохода при оплате без учета отсрочки платежа и аналогичной величиной при оплате с учетом такой отсрочки признается в качестве процентных доходов.

Какую информацию о НМА раскрывать в отчетности

По каждой подгруппе объектов НМА нужно проводить сверку остаточной стоимости на начало и конец периода раздельно по объектам, которые созданы собственными силами, и прочим объектам. При этом обязательно выделить лицензионные соглашения. Также необходимо раскрыть следующую информацию:

  • сумму стоимости поступивших объектов НМА с подразделением на созданные собственными силами, приобретенные отдельно и полученные от собственника (учредителя) или иной организации бюджетной сферы;
  • сумму стоимости выбывших объектов. Отдельно раскрываются суммы выбытий объектов, переданных собственнику (учредителю), иной организации бюджетной сферы;
  • сумму увеличения или уменьшения стоимости объекта при признании убытков от обесценения активов (снижение убытков), отраженных или восстановленных в соответствии с ФСБУ госфинансов "Обесценение активов", сумму накопленного убытка от обесценения объектов НМА на отчетную дату;
  • отдельно отразить первоначальную, балансовую и переоцененную стоимость объектов НМА, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы;
  • прочие изменения стоимости объектов в течение периода.

Для объектов подгруппы НМА с определенным сроком полезного использования в отчетности нужно указать раздельно по активам, созданным собственными силами субъекта учета, и прочим активам с обязательным выделением лицензионных соглашений:

  • используемые методы определения сроков полезного использования;
  • используемые методы начисления амортизации;
  • суммы начисленной амортизации в течение отчетного периода, суммы накопленной амортизации на отчетную дату.

Для каждой подгруппы НМА дополнительно раскрывается следующая информация:

  • наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, стоимость объектов НМА, которые субъект учета не вправе использовать в качестве обеспечения исполнения своих обязательств;
  • перечень объектов НМА, переданных в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта учета, и их остаточная стоимость на начало и конец отчетного периода;
  • сумма договорных обязательств по приобретению объектов НМА на конец отчетного периода.

Кроме того, в отчетности раскрываются характер и последствия изменений в оценках объектов НМА, оказывающих влияние в отчетном периоде, либо таких, которые будут оказывать влияние в последующие периоды в отношении:

  • сроков полезного использования объектов НМА;
  • методов начисления амортизации объектов НМА.

В пояснительной записке (ф. 0503160, 0503760) также дополнительно (при наличии) раскрывают:

  • балансовую стоимость объектов НМА, которые находятся в эксплуатации и имеют нулевую остаточную стоимость;
  • сумму затрат на НИОКР, признанных в качестве расхода в течение периода.
Связанные новости