Все новости
Сегодня
Акт приемки (ф. 0510452): Минфин разъяснил, когда можно отправить поставщику скан-копию акта
Сегодня
Государственное задание федеральных учреждений: хотят обновить формы задания и отчета его выполнения
Сегодня
НДС: Минфин хочет дополнить форму книги продаж
Сегодня
Декларация по НДС при продаже товаров через электронные торговые площадки: ФНС разработала форму
Сегодня
Поправки о срочных трудовых договорах с руководителями приняты в первом чтении
Сегодня
Минфин считает, что в госконтракт с единственным поставщиком нельзя включать ретроактивную оговорку
Сегодня
Налоги, сборы и отчетность в октябре: основные изменения
18 сентября
В графике отпусков нужно указывать даты отдыха, разъяснил Роструд
18 сентября
ВС РФ: нельзя за счет ОМС оплачивать обучение немедицинского персонала
18 сентября
Электронные повестки: сайт реестра заработал в тестовом режиме
18 сентября
Страхователь включил материальную помощь в средний заработок – суд взыскал излишнее пособие
18 сентября
Определены условия использования системообразующими сетевыми организациями объектов электрохозяйства
18 сентября
ФНС назвала случаи, когда в уведомлении об исчисленных налогах чаще всего возникают ошибки
18 сентября
Минздрав разработал критерии, по которым будут определять склонность к совершению опасных действий
18 сентября
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: август 2024 года
18 сентября
Принудительная лицензия на изобретение: проект о новом основании для ее запроса внесен в Госдуму
18 сентября
Минфин пояснил, как облагать НДФЛ и взносами компенсации вахтовикам и оплату межвахтового периода
18 сентября
УФАС: для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ можно не учитывать обычные гражданско-правовые договоры
17 сентября
Величины пожарного риска на производственных объектах будут рассчитываться по новой методике
17 сентября
Скидка к тарифу взносов: суд согласен, что не учитывается случай, наступивший по вине третьего лица
17 сентября
Кассация сочла законным требование к дате ввода дома в эксплуатацию при госзакупке жилых помещений
17 сентября
Исполнительное производство: Минюст предлагает возвращать должнику невостребованные деньги
17 сентября
ВС РФ: если из-за сделки закрылся дополнительный бизнес, ее могут счесть крупной независимо от цены
17 сентября
Скорая помощь, транспортировка тела и вскрытие: фонд разъяснил, что можно оплатить за счет ОМС
17 сентября
Отказ от освобождения от НДС с IV квартала 2024 года: важное для бухгалтера
17 сентября
Минтруд: когда срок предупреждения об увольнении истек, задерживать работника нельзя
17 сентября
Многоплодная беременность: Минздрав одобрил новые клинические рекомендации
16 сентября
Утверждены правила получения остатка материнского капитала
16 сентября
Ввоз крепкого алкоголя из недружественных стран: изменен расчет минимальных ставок повышенных пошлин
16 сентября
Лицензионный контроль в сфере пожарной безопасности: индикаторов риска стало больше
16 сентября
Допуск студентов к работе на должности среднего фарм- и медперсонала: порядок может стать бессрочным
16 сентября
Какие важные изменения ждут юриста в IV квартале 2024 года
16 сентября
Важные новости для юриста за неделю с 9 по 13 сентября
16 сентября
Важные новости для бухгалтера за неделю с 9 по 13 сентября
16 сентября
Расходы за счет субсидии на госзадание: интересная практика 2023 - 2024 годов
16 сентября
Ставка НДС 10%: уточнен список медицинских товаров для применения льготы
16 сентября
Роструд запустил сервис для заказа профилактического визита инспекции труда
16 сентября
Пропуск срока подписания госконтракта: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
14 сентября
Больничный: организация не получила запрос СФР из-за сбоя программы оператора, суд отменил штраф
14 сентября
Внеплановые проверки бизнеса в 2024 году: новые основания и другие изменения с 21 сентября
14 сентября
Правительство повысило утилизационный сбор с 1 октября 2024 года
6 декабря 2019

Учетная политика с 2020 года: что нужно учесть

До конца года учреждению необходимо подготовиться к очередным изменениям в правилах учета. Какие новшества в федеральных стандартах, порядке применения КБК и других нормативных актах могут повлиять на учетную политику, расскажем в нашем обзоре.

Новые федеральные стандарты

С 2020 года нужно применять пять новых стандартов.

Еще два стандарта, которые планировалось применять со следующего года, - "Информация о связанных сторонах" и "Непроизведенные активы" - Минфин отложил до 2021 года.

Один из пяти новых стандартов — "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" — лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с инструкциями N 191н и N 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.

Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.

Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.

В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

"Запасы"

Стандарт распространяется на учет материальных запасов и незавершенного производства.

Закрепите в учетной политике:

  • порядок определения стоимости матзапасов при их получении по необменной операции. Если справедливую стоимость оценить нельзя, теперь нужно использовать данные передающей стороны (п. 22);
  • способы учета незавершенного производства по услугам. Прежде они были предусмотрены только для продукции и работ (п. п. 7, 28);
  • правила отражения в составе продукции и товаров тех матзапасов, которые предназначены для реализации, распространения безвозмездно или за символическую плату. Их необходимо переоценивать на каждую отчетную дату и создавать резерв под снижение стоимости (п. п. 31–32);
  • методы аналитического учета биологической продукции, которая стала признаваться особой подгруппой матзапасов (п. 7).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

  • соответствует ли терминология новому стандарту. Запасами нужно называть совокупность матзапасов и незавершенного производства. Материалами — только те матзапасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций (п. п. 2, 7);
  • корректно ли выбраны единицы учета для каждого вида запасов и соответствующие им единицы измерения. Перечень единиц учета теперь ограничен тремя наименованиями: номенклатурная единица, партия и однородная группа. Другие единицы учета следует исключить. По партиям и однородным группам проверьте также, хватает ли данных аналитического учета для надлежащего контроля сохранности и движения запасов (п. 8);
  • установлена ли обязанность комиссии по поступлению и выбытию активов определять срок полезного использования матзапасов, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев. Закрепление таких обязанностей предполагалось и ранее (п. 10);
  • соответствует ли стандарту порядок определения первоначальной стоимости запасов. Например, пропорционально стоимости матзапасов должны распределяться любые расходы, связанные с их приобретением, а не только затраты на заготовку и доставку. При обмене на некоммерческих условиях, кроме оплаты деньгами или их эквивалентами, матзапасы учитываются по стоимости переданных взамен активов по данным бухучета (п. п. 14, 16, 18–19);
  • предусмотрены ли исключения из состава затрат, формирующих себестоимость изготовления продукции или других матзапасов. К таким исключениям, например, относятся сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса (п. 20);
  • приведены ли правила переоценки до справедливой стоимости тех запасов (кроме товаров и продукции), которые отчуждаются в пользу небюджетных организаций. Необходимость в такой переоценке была и ранее (п. 29);
  • не противоречит ли стандарту порядок реклассификации матзапасов. При переводе в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не должна изменяться (п. 27);
  • указан ли порядок принятия решений о прекращении использования запасов и списания их с баланса при несоответствии критериям актива (подп. "в" п. 34).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н; Письмо Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075

"Долгосрочные договоры"

Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.

Пропишите в учетной политике:

  • порядок признания в учете доходов будущих периодов и дебиторской задолженности. Они отражаются на всю сумму долгосрочного договора при его заключении (п. п. 11, 16);
  • способы переноса предстоящих доходов на финансовый результат текущего периода. Обычно их нужно переносить равномерно в течение срока договора. Однако, если вы выполняете работы или оказываете услуги неравномерно, можете предусмотреть другой порядок (п. п. 11, 16);
  • порядок аналитического учета отложенного НДС при отражении в бухучете доходов до наступления момента возникновения базы по налогу (п. 13);
  • случаи ведения учета по стандарту в отношении договоров, не относящихся к долгосрочным, у которых период действия приходится на разные календарные годы (п. 5);
  • правила учета доходов, расходов, дебиторской задолженности и НДС при выполнении работ по договору строительного подряда (п. п. 6–10, 16).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н; Письмо Минфина России от 28.10.2019 N 02-06-07/84752

"Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"

Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по реструктуризации, по убыточным договорным обязательствам и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

Закрепите в учетной политике:

  • порядок создания нового вида резерва — по убыточным договорным обязательствам (п. п. 6, 14, 24);
  • методику дисконтирования величины тех резервов, по которым предполагаемый срок исполнения обязательства превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты (п. п. 17, 27);
  • способы формирования информации об условных активах и обязательствах для заполнения отчетности. В бухучете они не отражаются (п. п. 34–39, 42).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

  • соответствует ли стандарту порядок формирования и учета резервов по гарантийному ремонту (п. п. 6, 10, 21), по претензиям и искам (п. п. 6, 8, 11–12, 20, 22), по реструктуризации (п. п. 6, 13, 23) и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (п. п. 6, 15, 25–26, 31);
  • предусмотрено ли формирование резервов лишь в том случае, если момент предъявления требования и его размер не зависят от действий учреждения (п. 9);
  • исключаются ли из расчета суммы резерва сопутствующие исполнению обязательства налоги и ожидаемые поступления (п. п. 18–19);
  • прописано ли условие о ежегодном пересмотре стоимостной оценки резерва (п. п. 26–27);
  • не противоречит ли порядок списания излишней суммы резерва правилу стандарта об отражении этой операции проводкой, обратной начислению (п. 29).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н; Письмо Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716

"Концессионные соглашения"

Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.

Закрепите в учетной политике:

  • методику учета концессии уполномоченным органом на забалансовых счетах до момента введения соответствующих счетов в инструкции. Забалансовые счета используются для учета суммы инвестиций, предусмотренной соглашением и фактической, а также для учета имущества концедента, если в отношении такого имущества не прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения (п. п. 5, 7);
  • правила отражения уполномоченным органом предстоящих доходов в сумме превышения стоимости создания или реконструкции объекта над суммой обязательств по возмещению расходов концессионера (п. п. 7, 9);
  • способы учета уполномоченным органом доходов будущих периодов от концессионной платы, если их сумму можно определить (п. 10);
  • порядок учета на балансовых счетах учреждения объекта концессии, переданного без прекращения права оперативного управления, а также учета на забалансовых счетах предусмотренной соглашением суммы инвестиций (п. п. 5–6).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

  • соответствуют ли применяемые правила учета новому стандарту;
  • правильно ли распределены функции учета при передаче имущества в концессию без прекращения права оперативного управления (п. 5).

Подробнее о стандарте и о методических рекомендациях Минфина к нему читайте в наших новостных обзорах.

Документы: Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н; Письмо Минфина России от 29.10.2019 N 02-06-07/84753

Другие изменения в учете

КБК. Коды доходов, расходов и источников финансирования дефицита с нового года установлены Приказом N 85н. Документ нужно учесть при обновлении рабочего плана счетов и проводок, не предусмотренных инструкциями.

Изменений немного. Значительного числа учреждений коснутся лишь корректировки, сближающие порядок применения КБК доходов и КОСГУ:

  • по статье 130 будет отражаться плата за пользование служебным жильем или общежитием и его содержание;
  • по статье 150 будут учитываться субсидии на иные цели или осуществление капвложений.

Из документа исключены коды, которые применяются только федеральными органами и учреждениями. Сейчас они утверждены Приказом N 86н. Однако Минфин уже подготовил ему на замену другой документ.

По КОСГУ с нового года нужно применять следующие коды расчетов с нерезидентами: 549, 569, 649, 669, 739 и 839.

К нерезидентам относятся наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные организации и другие организации-нерезиденты. Отличить их от резидентов можно с помощью правил ОКОПФ.

Физлица в КОСГУ не подразделяются на резидентов и нерезидентов. Расчеты с ними будут отражаться по единым кодам. Одним из них, например, является код КОСГУ 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)". Он применяется также по физлицам-нерезидентам, поскольку в описании к нему не указан статус физлиц.

Документооборот. С этого года в законе о бухучете прописаны новые полномочия главбуха. Теперь он может письменно требовать от любого сотрудника учреждения, чтобы тот соблюдал порядок оформления и передачи первичных документов в бухгалтерию. Ранее обязать коллег соблюдать такой порядок можно было только через вышестоящее руководство. Проверьте и по необходимости скорректируйте правила документооборота в учреждении, если вы этого еще не делали.

Инвентаризация. Минфин разъяснил, что бюджетные организации не обязаны применять Приказ N 49 с методическими указаниями по инвентаризации.

Если отдельные положения учетной политики составлены на основе этого приказа, вы можете изменить их при необходимости.

Правила составления учетной политики. Минфин в очередной раз отметил, что в учетную политику не включаются положения, не связанные с правилами ведения бухучета.

Например, порядок направления работников в командировку и возмещения им командировочных расходов относится к сфере трудового законодательства. Если ранее такой порядок прописали в составе документов учетной политики, его следует переутвердить отдельным документом.

При передаче полномочий по учету централизованной бухгалтерии она также утверждает основную часть учетной политики. Соответствующие изменения произошли в июле.

Централизованная бухгалтерия составляет единую учетную политику по всем обслуживаемым учреждениям. Она включает в такую учетную политику правила в отношении выполняемых ею учетных процедур. Учреждение вправе предложить включить в единый документ необходимую аналитику по счетам.

В учетной политике учреждения должны остаться регламенты лишь в отношении процедур, выполняемых им самим. Например, правила документооборота внутри учреждения и порядок инвентаризации.

Данные правила не распространяются на учетную политику для целей налогообложения.

Внутренний контроль в казенных учреждениях. Летом правила проведения внутреннего контроля у ПБС подчинили бюджетному законодательству.

В следующем году этот вид контроля больше не будет регламентироваться высшими исполнительными органами. Например, утратят силу правила для федеральных органов из Постановления Правительства N 193. Одновременно Минфину будут предоставлены полномочия выпускать методические рекомендации. Таким образом, до их появления ПБС самостоятельно определяют порядок внутреннего контроля. Ориентироваться на правила высших исполнительных органов не нужно, поскольку эти правила будут отменены. При необходимости можете скорректировать порядок в учетной политике по согласованию с ГРБС.

Связанные новости