Новое в законодательстве Республики Саха (Якутия)

15 марта 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Правовой Эксперт", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определены основные приоритетные направления государственной политики республики в Арктической зоне на период до 2030 года, а именно, повышение качества жизни и достижение значений показателей социального развития Арктической зоны не ниже средних значений по Российской Федерации к 2030 году; модернизация социальной инфраструктуры и создание комфортного пространства для закрепления населения с учетом прогнозного прироста численности населения Арктической зоны на 5% к уровню 2023 года; прирост инвестиций в основной капитал не менее чем в 5 раз к уровню 2023 года.

Установлены мероприятия Правительства, Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), направленные на реализацию поставленных задач, а также рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны, в числе которых создание муниципальных проектных офисов по реализации установленных направлений.

Увеличены предельные размеры оптовых и розничных торговых надбавок к ценам на отдельные социально значимые продовольственные товары в муниципальных образованиях Абыйский улус (район) и Верхоянский район Республики Саха (Якутия), а также установлены торговые надбавки в отношении тех видов товаров, которые ранее не были определены.

К примеру, размер розничной торговой надбавки на муку пшеничную высший сорт, закупаемую на территории Верхоянского района и реализуемую во всех населенных пунктах, с 10% повышен до 25%; на масло сливочное свыше 72,5% жирности, закупаемое на территории района и реализуемое во всех населенных пунктах, розничная торговая надбавка установлена в размере 15%.

ЖИЛИЩЕ

С 28 февраля 2024 года на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска возложено утверждение карты-схемы границ прилегающих территорий в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа "город Якутск", утвержденными нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 N 477-НПА.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Установлена процедура взыскания субсидий из местных бюджетов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Органы местного самоуправления муниципальных образований перечисляют субсидии в бюджет республики ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой от общего размера субсидии. В случае невыполнения представительным органом муниципального образования требования о включении в местный бюджет субсидий, подлежащих перечислению в республиканский бюджет, и (или) невыполнения органами местного самоуправления решения о местном бюджете в части перечисления субсидий в бюджет республики, Минфин РС(Я) принимает решение о взыскании субсидий за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местные бюджеты, местных налогов и сборов. При недостаточности поступлений в текущем финансовом году от соответствующих налогов и сборов для обеспечения взыскания субсидий в полном объеме остаток не взысканных в текущем финансовом году субсидий из местных бюджетов подлежит взысканию в очередном финансовом году.

Регламентирована процедура взыскания в доход республиканского бюджета межбюджетных субсидий из местных бюджетов. Приводятся форма решения о взыскании и форма запроса о представлении информации о взысканных из местных бюджетов субсидиях в отчетном финансовом году.

Приказ Минфина РС(Я) от 09.07.2018 N 01-04/1020-Н "Об утверждении Порядка взыскания в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) межбюджетных субсидий из местных бюджетов" признан утратившим силу.

В целом, общий объем расходов бюджета городского округа на 2024 год увеличен с 28 220 976,0 тыс. рублей до 28 539 818,4 тыс. рублей. Теперь дефицит бюджета на 2024 год составляет 318 842,4 тыс. рублей.

Скорректирован верхний предел муниципального внутреннего долга, который приведен на 1 января 2025 года в размере 4 716 026,0 тыс. рублей, в т.ч. по муниципальным гарантиям 1 188 468,7 тыс. рублей; на 1 января 2026 года в размере 4 617 882,5 тыс. рублей, в т.ч. по муниципальным гарантиям 1 090 325,3 тыс. рублей; на 1 января 2027 года в размере 4 352 897,7 тыс. рублей, в т.ч. по муниципальным гарантиям 825 340,5 тыс. рублей.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождены физические лица в отношении объектов налогообложения, включенных в перечни административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения таких объектов, и для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в части объектов, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в размерах:

100% за налоговый период 2023 года;

87,5% за налоговые периоды 2024 - 2025 годов;

75% за налоговый период 2026 года;

62,5% за налоговый период 2027 года.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Перечень утвержден в целях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в аренду без проведения торгов для осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.

В перечень включены отдельные зерновые и зернобобовые культуры; клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры, продукция закрытого грунта; кормовые культуры полевого возделывания, продукция кормопроизводства прочая; продукция садов, многолетних насаждений; продукция крупного рогатого скотоводства; молоко и молочная продукция; продукция овцеводства, козоводства, свиноводства, птицеводства, кролиководства; рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства и др.

В числе прочих изменений, расширен перечень направлений использования средств субсидии. Так, средства субсидии могут быть израсходованы на озеленение территории, содержание зеленых насаждений; благоустройство территорий во время проведения массовых мероприятий и мест массового отдыха граждан; обустройство, содержание и ремонт элементов благоустройства в местах массового скопления и времяпровождения граждан.

Также расширению подвергся список требований к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора. А именно, участники отбора не должны:

находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

находиться в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

получать средства из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов на цели, установленные правовым актом;

являться иностранными агентами.

Помимо того, с 1 января 2025 года вводится в действие порядок проведения отбора получателей субсидии в системе "Электронный бюджет".

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Действие Указа Главы РС(Я) от 27.09.2018 N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)" продлено до 2030 года. При этом обновлены основные приоритетные направления обеспечения экологического благополучия республики, среди которых:

повышение уровня готовности к вызовам и угрозам природного характера;

сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;

углеродное регулирование и адаптация отраслей экономики к изменениям климата.

В целях реализации приоритетных направлений экологического благополучия республики определены первоочередные мероприятия отдельных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также органов местного самоуправления, предприятий-природопользователей, ведущих деятельность на территории республики, государственных учреждений науки и государственных организаций высшего образования.