Новое в законодательстве Алтайского края

5 апреля 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "ЮРКОМП", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Предусмотрено, что ресурсный центр добровольчества (волонтерства) - некоммерческая организация в форме общественной организации, учреждения, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая оказывает комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, а также способствует развитию инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В Законе "О государственной гражданской службе Алтайского края" установлено, что отдельные должности гражданской службы высшей и главной групп категории "руководители" в Алтайском краевом Законодательном Собрании, замещение которых осуществляется на срок полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания, определяются нормативным правовым актом Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В Указ "О проведении ежегодного краевого конкурса "Лучшие практики наставничества" внесены изменения. Не допускается повторная подача одной и той же заявки, и конкурсных материалов для участия в конкурсе, а также участие организации в одной и той же номинации два года подряд. Оценка практики наставничества представляет собой среднее арифметическое из оценок заявки экспертами (по шкале от 0 до 10 баллов) по перечисленным ниже критериям: результативность практики; эффективность практики; уникальность практики; возможность тиражирования практики; возможность роста производительности труда. Балльная шкала оценки указанных выше критериев утверждается организатором.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В Законе "О ежемесячном пособии на ребенка" установлено, что размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на триста процентов на детей из многодетных семей, на двести процентов - на детей одиноких матерей, на сто процентов - на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, на пятьдесят процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно.

Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. В целях предоставления мер социальной поддержки в число детей, в том числе совершеннолетних, учитываемых в составе семьи, не включаются дети: в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; в отношении которых отменено усыновление; признанные судом безвестно отсутствующими либо объявленные умершими. При наличии в составе многодетной семьи лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по иному льготному основанию, меры социальной поддержки предоставляются таким лицам по одному основанию по их выбору. Финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств краевого, местных бюджетов, а также иных источников финансирования. Родители (опекуны, попечители), получающие меры социальной поддержки, обязаны до первого числа месяца, следующего за месяцем наступления обстоятельств, влекущих утрату права на получение мер социальной поддержки, уведомить уполномоченную организацию по месту жительства о наступлении этих обстоятельств.

Признан утратившим силу Закон Алтайского края от 29.12.2006 N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае".

В 2024 году гражданам, имеющим статус "дети войны" в соответствии с Законом "О статусе "дети войны", произвести денежную выплату в размере 2000 рублей.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Согласно внесенным изменениям установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию: задолженность по уплате налогов, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2019 года, на основании справки налогового органа о сумме задолженности по уплате налогов, утвержденной Управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю; задолженность по пени в размере, не превышающем 100 рублей, при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогу, не урегулированная в переходный период, установленный Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", на основании справки налогового органа о сумме задолженности по уплате налогов, утвержденной Управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю; задолженность физических лиц по пеням со сроком образования свыше 3 лет, при отсутствии задолженности по соответствующему налогу на дату принятия решения о списании, на основании справки налогового органа о сумме задолженности по уплате налогов, утвержденной Управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю; задолженность погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы в ходе проведения специальной военной операции граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, граждан, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан, находившихся на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации по мобилизации, граждан, непосредственно выполнявших задачи по охране государственной границы Российской Федерации на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

Данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета утвержден в сумме 149143728,3 тыс. рублей, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов в сумме 89000663,2 тыс. рублей, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней, в сумме 58885279,1 тыс. рублей. Общий объем расходов краевого бюджета утвержден с 164108221,1 тыс. рублей до 178791958,1 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Алтайского края на 1 января 2025 года снижен с 19608642,9 тыс. рублей до 18713525,9 тыс. рублей. Дефицит краевого бюджета увеличен с 15026488,5 тыс. рублей до 29648229,8 тыс. рублей.

Признано утратившим силу Постановление Правительства Алтайского края от 02.10.2020 N 422 "Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов в форме субсидий на проведение научных исследований по изучению природных лечебных ресурсов региона и разработке методик их применения и сохранения, выявлению перспективных территорий для развития санаторно-курортной отрасли в Алтайском крае".

Прогнозируемый общий объем доходов увеличен до 27811830,9 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления из краевого бюджета в сумме 15292441,5 тыс. рублей. Общий объем расходов утвержден в сумме 29103957,0 тыс. рублей.

Скорректировано Постановление "Об утверждении Порядка обмена информацией между административно-хозяйственным управлением администрации г. Барнаула и административными комиссиями при администрации города Барнаула по администрированию доходов, поступающих от уплаты денежных взысканий (штрафов) в бюджет Алтайского края". Административно-хозяйственное управление администрации г. Барнаула ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, формирует оборотно-сальдовую ведомость по расчетам с контрагентами и направляет ее административным комиссиям для работы с плательщиком платежей в бюджет или подразделением судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов по месту нахождения исполнительного производства в части возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафов, подлежащих зачислению в бюджет Алтайского края, или уточнения платежей. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафов, подлежащих зачислению в бюджет Алтайского края, и (или) об уточнении платежей принимается Управлением на основании заявления плательщика платежей в бюджет или подразделения судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов по месту нахождения исполнительного производства.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Согласно внесенным изменениям установлено, что к полномочиям Правительства Алтайского края относятся: установление порядка проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Алтайского края; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; заключение соглашений между Правительством Алтайского края и высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации о действии выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; установление порядка предоставления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, срока его действия, а также порядка приостановления, аннулирования и возобновления действия разрешения с учетом требований Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; установление порядка внесения изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси, порядка внесения изменений в региональный реестр служб заказа легкового такси, а также порядка внесения сведений в региональный реестр легковых такси, их изменения и исключения из указанного реестра с учетом требований Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; иные полномочия.

Право на обеспечение питанием имеют обучающиеся из многодетных семей, соответствующих требованиям статьи 2 Закона "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае". Обучающиеся обеспечиваются краевыми организациями, муниципальными организациями не менее одного раза в день питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Питание предоставляется обучающимся за дни обучения (участия в теоретических и практических занятиях). Финансирование расходов краевых организаций на предоставление питания обучающимся осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, доведенной Министерством образования и науки Алтайского края до краевых государственных общеобразовательных организаций, в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год. Государственный финансовый контроль за использованием средств, выделенных из краевого бюджета на предоставление питания, осуществляется органами государственного финансового контроля Алтайского края.

Определен порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, заключении государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, подведомственной Министерству социальной защиты Алтайского края, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности. Решение об использовании объекта социальной инфраструктуры принимается Министерством социальной защиты Алтайского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственной организации, за которой закреплен объект социальной инфраструктуры, при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, заключении государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, подведомственной Министерству социальной защиты Алтайского края, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности либо о реорганизации или ликвидации государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, подведомственных Министерству социальной защиты Алтайского края. Оценка последствий принятия решения об использовании объекта социальной инфраструктуры проводится комиссией в соответствии с порядком формирования и деятельности комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, заключении государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, подведомственной Министерству социальной защиты Алтайского края, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности либо о реорганизации или ликвидации государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, подведомственных Министерству социальной защиты Алтайского края, утвержденным Министерством социальной защиты Алтайского края, в течение 7 рабочих дней со дня представления в комиссию предложения об использовании объекта социальной инфраструктуры.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В Закон "Об охране окружающей среды в Алтайском крае" внесены изменения. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды и оказывать содействие органу государственной власти Алтайского края, осуществляющему региональный государственный экологический контроль (надзор). Гражданин, подавший в орган государственной власти Алтайского края, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), заявление о намерении осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды, обязан обладать знаниями, необходимыми для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля). Наличие этих знаний проверяется органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим региональный государственный экологический контроль (надзор), в форме тестирования без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по перечню вопросов, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган государственной власти Алтайского края, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), не вправе препятствовать присутствию общественных инспекторов по охране окружающей среды при проведении указанным органом выездного обследования по материалам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, представленным данными общественными инспекторами по охране окружающей среды, а также при открытом рассмотрении указанными органами дел об административных правонарушениях. Данная норма вступает в силу с 1 июля 2024 года.

В Закон "О недропользовании на территории Алтайского края" внесены изменения. Право пользования недрами по результатам аукциона не предоставляется в случае неуплаты победителем аукциона или иными лицами, которым предоставляется право пользования недрами и оформляется лицензия на пользование недрами в соответствии с частями восьмой и тринадцатой статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах", указанного в соответствующем протоколе окончательного размера разового платежа за пользование недрами, а в случаях, установленных частью двенадцатой статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах", - неуплаты первой части указанного в соответствующем протоколе окончательного размера разового платежа за пользование недрами. Отказ в приеме заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях: заявка на получение права пользования недрами без проведения аукциона подана с нарушением установленных требований; заявитель представил недостоверные сведения о себе. Отказ в предоставлении права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях: заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами; при предоставлении заявителю права пользования недрами не будут соблюдены антимонопольные требования; сведения о заявителе содержатся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр. Данная норма вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

В Постановление "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" внесены изменения. Уточнен Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных общеобразовательных организаций, не проживающих в данных организациях, а также бесплатным одноразовым горячим питанием детей из многодетных семей, обучающихся в муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий, является Министерство образования и науки Алтайского края. Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств краевого бюджета на предоставление субсидий. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Предоставление субсидий осуществляется на основании заключенных соглашений. Муниципальные образования имеют право дополнительно использовать собственные финансовые средства для исполнения расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий. Оценка эффективности предоставления субсидий осуществляется Министерством на основании сравнения планируемого в соответствии с соглашением и фактически достигнутого муниципальным образованием значения результата использования субсидий.