Обзор законопроектов
22 июля 2022 года
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В первом чтении принят законопроект о соблюдении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства лицами, использующими на розничном рынке производственные, складские и иные помещения.
Предлагается уточнить, что управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (в т.ч. иностранных работников) лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении не только торговых мест, но и производственных, складских, торговых, служебных, подсобных или иных помещений.
Законопроект подготовлен в целях урегулирования отношений в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношений, возникающих при организации контроля в указанной области на территории Российской Федерации.
Определяется, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси. Самозанятые физические лица вправе осуществлять данную деятельность при условии заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием сети Интернет.
Закрепляется ответственность службы заказа легкового такси за реальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке пассажиров и багажа легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа легкового такси.
Кроме того, предлагается установить региональный реестр перевозчиков легковыми такси, в который будут включаться сведения о перевозчиках легковым такси, в т.ч. номера записей из регионального реестра легковых такси о легковых такси, используемых перевозчиком, а также региональный реестр легковых такси, включающий сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать.
Закрепляются обязательные требования:
- к перевозчикам легковыми такси, в т.ч. о том, что нормативным правовым актом субъекта РФ к перевозчику легковым такси могут быть установлены требования о передаче таким перевозчиком органу исполнительной власти субъекта РФ либо в региональную или муниципальную информационную систему сведений о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси;
- к легковому такси, в т.ч. к наличию устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя легкового такси и таксометра.
Согласно законопроекту органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по мерам государственной поддержки перевозчиков легковыми такси.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
В целях гармонизации законодательства об особых экономических зонах (далее - ОЭЗ) и концессионных соглашениях, а также ограничения злоупотреблений мерами господдержки в ОЭЗ и защиты интересов публичной стороны от злоупотребления правом со стороны резидентов Правительством РФ предлагается:
- упростить получение концессионером статуса резидента, а также сократить количество проверочных процедур концессионера в ОЭЗ;
- создать возможность резервирования земельных ОЭЗ для крупных проектов, реализуемых на условиях концессионных соглашений при соблюдении ряда условий;
- установить 90-дневный срок внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности при внесении изменений в концессионное соглашение о реализации проекта в ОЭЗ;
- закрепить необходимость прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, если расторгнуто концессионное соглашение о реализации проекта на территории ОЭЗ, концедентом по которому выступает Правительство РФ;
- предусмотреть льготный размер арендной платы за земельные участки, которые предоставляются концессионеру в ОЭЗ на весь срок действия концессионного соглашения;
- установить существенные условия соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, при несоблюдении которых такое соглашение может быть расторгнуто;
- запретить резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, внесение изменений в существенные условия соглашения об осуществлении деятельности более одного раза, а также продление сроков исполнения обязательств резидента более чем на 2 года;
- ввести мораторий на изменение соглашения во время суда с резидентом, а также сократить сроки, при которых не наступает ответственность за нарушение существенных условий соглашения;
- определить, что по решению Правительства РФ будет возможно временное прекращение рассмотрения экспертным советом новых заявок на получение статуса резидента ОЭЗ.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Рассматриваемым законопроектом предлагается ввести процедуру досудебного рассмотрения споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) и регулируемыми организациями в сферах государственного регулирования цен (тарифов).
В связи с этим Российская Федерация наделяется следующими полномочиями в области обращения с отходами:
- утверждение порядка рассмотрения в досудебном порядке споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и потребителями услуг таких организаций, по вопросам установления и (или) применения тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рассмотрению в досудебном порядке таких споров.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Проект Закона разработан в целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, устранения последствий ограничительных мер в отношении России со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов нашей страны в связи с рисками распространения недостоверной информации и информации, содержащей признаки нарушения законодательства РФ, утраты государством оперативного контроля за размещением информации, угрожающей интересам нацбезопасности, а также разжигающей межнациональную рознь, оскорбляющей граждан по национальному, профессиональному или религиозному признакам, в т.ч. в результате кибератак и хулиганских действий.
Для реализации указанных целей Правительству РФ предлагается определить единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений (далее - Оператор). Такая уполномоченная организация будет получать сведения об объемах распространения рекламы на цифровых рекламных конструкциях. Оператор будет осуществлять установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций, создание и эксплуатацию информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений с учетом требований безопасности в целях предотвращения распространения недостоверной информации, создание условий для осуществления контроля за рекламой, размещаемой на цифровых рекламных конструкциях, а также за информацией, размещаемой в электронных объявлениях физических лиц в данном информационном ресурсе. Закрепляются требования, которым должны отвечать организации, претендующие на выполнение функций Оператора.
Разработчики законопроекта предусматривают ряд изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Так, устанавливаются особенности размещения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, порядок размещения рекламы на транспортном средстве. Определяется, что Оператор сможет осуществлять установку и эксплуатацию цифровой рекламной конструкции на транспорте, только если это указано в концепции размещения цифровых рекламных конструкций на транспорте. Подготовка такой концепции возлагается на Минцифры России.
Федеральный закон "О рекламе" планируется дополнить новой статьей, регламентирующей порядок установки и эксплуатации цифровой рекламной конструкции, а также размещения цифровой наружной рекламы. Установка и эксплуатация цифровой рекламной конструкции будет возможна только при условии использования информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений, который создается и эксплуатируется Оператором. Предусматриваются особенности взаимодействия Оператора с владельцами цифровой рекламной конструкции и лицами, распространяющими цифровую рекламу.
Также вводится статья, предусматривающая порядок распространения цифровой наружной рекламы и особенности заключения договоров (соглашений) с Оператором.
Законопроект разработан в целях совершенствования информационного взаимодействия посредством автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России между МВД России и Банком России по вопросам, связанным с возбуждением и расследованием уголовных дел по фактам мошенничества при осуществлении переводов денежных средств.
Предлагается расширить состав пользователей указанной системы, включив в перечень пользователей МВД России для осуществления оперативной передачи Банком России информации о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента на основании сведений о совершенных противоправных действиях, полученных от МВД России.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА
Законопроект подготовлен в целях формирования комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе публичного конкурса и публичных заявок работодателей.
Так, предлагается использовать созданный ранее сервис "Поступление в вуз онлайн" для подачи работодателями онлайн-заявок на конкурсное целевое обучение по программам высшего профессионального образования. Заявки будут размещаться в публичном доступе на портале госуслуг.
Кроме того, уточняются существующие положения об ответственности за неисполнение каждым участником договора о целевом обучении, а также исключается возможность поступления на целевое место с последующим отказом от исполнения договора со стороны студента по неуважительным причинам.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
ГД ФС РФ рассмотрела в первом чтении два связанных законопроекта о порядке исчисления сроков, после которых осужденные по особо тяжким статьям могут просить о смягчении меры наказания.
Законопроектом N 160006-8 корректируются сроки, после фактического отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами.
Законопроектом N 160039-8 предусматривается сокращение с двух третей до половины срока лишения свободы, после которого возможен перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
Таким образом, у осужденного за особо тяжкое преступление первоначально по отбытии половины срока лишения свободы возникает право на изменение вида исправительного учреждения, а по отбытии двух третей - право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами.
ПРАВОСУДИЕ
Законопроектом предлагается утвердить механизм перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях, или казначейский счет.
Устанавливается запрет на перечисления указанных средств на счет взыскателя, открытый в иностранном банке. Новые требования будут распространяться как на взыскание денежных средств, осуществляемое в рамках исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя, так и на случаи взыскания этих средств банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, без возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа, предъявленного непосредственно взыскателем.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ