Обзор законопроектов
27 мая 2022 года
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- ОБОРОНА
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Законопроект направлен на обеспечение гарантии регистрации сирот по месту жительства.
Предлагается уточнить понятие "место жительство". Так, в определение указанного понятия вводится дополнительное положение, согласно которому местом жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения, но не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признан муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован по месту жительства до достижения возраста 18 лет либо до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Регистрацию сироты предлагается осуществлять по адресу местной администрации такого муниципального образования на основании заявления гражданина и паспорта или иного документа, удостоверяющего личность данного гражданина.
Орган регистрационного учета будет самостоятельно запрашивать сведения о включении гражданина в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и производить регистрацию сироты по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления.
В случае если гражданин сам предоставит документ, подтверждающий сведения о включении его в указанный список, регистрация по месту жительства будет осуществляться не позднее 3 дней со дня подачи им документов на регистрацию.
Также предусматривается возможность подачи заявления и иных необходимых документов в электронной форме.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Закона разработан в целях оказания адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса.
Разработчики законопроекта предлагают:
- закрепить преимущественное право для предприятий малого бизнеса, не имеющих достаточных средств для равной конкуренции с более мощными в финансовом отношении структурами на приватизационных конкурсах или открытых по составу участников торгах, приобретать в собственность государственное или муниципальное движимое имущество, находящееся у них в пользовании в течение не менее чем одного года;
- уточнить порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение.
Законопроект подготовлен в целях совершенствования процедуры государственной регистрации права на объект недвижимого имущества и обременения соответствующего объекта недвижимого имущества при наличии в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.
Так, предлагается закрепить, что совершение сделки в нотариальной форме без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) является основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации права, без рассмотрения при наличии в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.
Устанавливается возможность подачи заявления о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя лицом, уполномоченным собственником (его законным представителем) в выданной им нотариально удостоверенной доверенности.
ЖИЛИЩЕ
Сенаторы РФ предлагают уточнить круг лиц, в общую собственность которых поступает жилое помещение при приобретении в нем долей.
В целях реализации мер государственной поддержки многодетных семей в части погашения ипотеки планируется внести изменение, которое позволит реализовать полное или частичное погашение долга при условии, что в результате приобретения доли (долей) в объекте недвижимости жилое помещение поступает в собственность не только матери или отца, но и ребенка (детей), либо в общую собственность супругов, либо в общую собственность не только супруга (супругов), но и его (их) детей.
Депутаты ГД ФС РФ приняли в первом чтении законопроект, направленный на урегулирование отношений в части проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирном доме путем заключения энергосервисного договора (контракта).
Планируется дополнить Жилищный кодекс РФ нормами, предоставляющими собственникам многоквартирного дома право принятия на общем собрании решения о наделении лица, ответственного за содержание общего имущества в многоквартирном доме, полномочиями по заключению от их имени и по поручению энергосервисного договора. Указанный договор должен заключаться на условиях снижения платы за жилое помещение и коммунальные услуги для граждан совокупно с платежом по энергосервисному договору в сравнении с размером платы в периоды, предшествующие заключению такого договора в сопоставимых условиях.
В Федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" подготовлены корреспондирующие изменения, предусматривающие распространение права на субсидии и компенсации по оплате ЖКУ гражданам, имеющим право на такие льготы (субсидии), в т.ч. и на оплату по энергосервисному договору.
В Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается внести изменение, закрепляющее необходимость получения письменного согласия всех собственников в случае, если при выполнении энергосервисного договора требуется осуществление действий в жилом или нежилом помещении, не являющемся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Законопроект подготовлен в целях уточнения перечня объектов, не подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Так, приборы учета энергоресурсов в многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту, могут разрешить не устанавливать только в случае, если здание отремонтируют в течение ближайших трех лет.
Законопроектом уточняются условия для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
С целью оперативного принятия лицензионной комиссией и органом жилищного надзора мер по обращению с иском в суд об аннулировании лицензии недобросовестной управляющей организации предлагается исключить условие об отсутствии в течение шести месяцев в реестре лицензий сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Правительство РФ предлагает комплекс мер по оптимизации использования трудовых ресурсов.
Расширяется круг получателей госуслуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. В частности, планируется, что на такую госуслугу смогут претендовать не только граждане, признанные в установленном порядке безработными, но и граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве ищущих работу и готовых для трудоустройства временно переехать или переселиться на постоянное место жительства в другую местность.
Кроме того, предусматривается модернизация механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов за счет:
- закрепления положения о том, что порядок и условия софинансирования работодателем привлечения работников в рамках региональных программ могут быть включены в соглашение об участии в региональной программе, заключаемое с работодателем;
- исключения необходимости согласования проектов региональных программ на федеральном уровне и определения согласования численности работников, которых предполагается привлекать в рамках региональной программы.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Законопроект разработан в целях защиты прав и интересов социальных работников, оказывающих гражданам социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания или форме социального обслуживания на дому.
Гражданину или получателю социальных услуг может быть временно отказано в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания или форме социального обслуживания на дому в связи с наличием медицинских противопоказаний. Например, в случае наличия таких заболеваний, как туберкулез в открытой форме, острые инфекционные заболевания, заразные для окружающих, злокачественные заболевания, сопровождающиеся обильными выделениями, психические расстройства, в т.ч. с употреблением психоактивных веществ. Перечень заболеваний утверждает Минздрав России. При этом отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания или форме социального обслуживания на дому возобновляется после получения соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
ФИНАНСЫ
Законопроектом предлагается расширить перечень разрешенных валютных операций между резидентами в иностранной валюте, предусмотрев:
- операции по договору займа, заключенному между юридическим лицом - заемщиком и юридическим лицом - займодавцем, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат юридическому лицу - заемщику, и связанному с осуществляемыми юридическим лицом - займодавцем эмиссией и размещением на организованных торгах облигаций, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, при условии, что размер требований по ним не превышает объема годовой выручки в иностранной валюте, полученной заемщиком от внешнеторговой деятельности;
- операции, связанные с исполнением юридическим лицом - резидентом, предоставившим обеспечение по облигациям, стоимость которых указана в иностранной валюте, своих обязательств в рамках предоставленного обеспечения.
Законопроект направлен на обеспечение эффективности применения мер государственной поддержки, предоставляемых организациям, реализующим инвестиционные проекты, в рамках заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Планируется привести пороговое значение капитальных вложений в соответствие с ч. 12 ст. 10 Закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", которое установлено объемом капитальных вложений в размере не менее 300 млрд. руб.
Законопроектом предлагается установить особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении деятельности с цифровыми финансовыми активами, цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, а также обложения налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц прибыли (доходов) налогоплательщиков от реализации указанных цифровых активов.
В частности, устанавливаются порядок определения налоговой базы по операциям с цифровыми финансовыми активами, налоговые ставки, особенности налогообложения и налоговые льготы.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ и в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ планируется внести изменения, касающиеся технического менеджмента судов.
В частности, законопроектом предлагается:
- установить возможность судовладельца поручать техническую эксплуатацию судна профильной компании с соответствующим опытом работы в данной области;
- закрепить понятие "технический управляющий судном", а также краткие требования к его компетенции, основания исполнения им обязанностей и получения соответствующего вознаграждения.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Депутаты ГД ФС РФ предлагают разрешить проводить дистанционно предрейсовые осмотры водителей.
Планируется закрепить за Минздравом России полномочия по утверждению порядков проведения предварительных, периодических, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, внутрирейсовых), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В этих документах будут содержаться особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. При этом дистанционный осмотр не отменяет традиционные медицинские осмотры и является правом работодателя.
ОБОРОНА
Законопроектом уточняется перечень федеральных органов исполнительной власти, в которые отдельные категории военнослужащих (граждан) могут поступать на военную службу по контракту.
Указанный перечень дополняется органами федеральной службы безопасности. Данное изменение позволит расширить источники пополнения кадровыми ресурсами специальной службы.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Правительство РФ предлагает усовершенствовать порядок формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК), а также установить механизм финансирования деятельности ОНК за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ региональным общественным палатам.
Так, законопроектом предусматриваются:
- сокращение с 5 до 3 лет срока осуществления правозащитной деятельности некоммерческой организацией, по истечении которого эта организация получает право выдвигать кандидатуры в состав ОНК;
- введение положений о независимости ОНК от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также недопустимости вмешательства политических партий, международных и иностранных организаций в сферу деятельности ОНК;
- исключение прокурорских работников из числа лиц, которые могут входить в состав ОНК;
- увеличение на 15 дней срока принятия советом Общественной палаты РФ (далее - ОП РФ) решения о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры и увеличение на 15 дней срока выдачи мандатов членам ОНК;
- увеличение с 90 до 120 дней срока выдвижения кандидатов в состав ОНК;
- наделение совета ОП РФ правом на прекращение полномочий членов ОНК по собственной инициативе в случае грубого нарушения Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий либо ненадлежащего исполнения членами ОНК своих обязанностей, в т.ч. ввиду отсутствия посещений ими мест принудительного содержания;
- закрепление сроков направления в ОП РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте РФ отчетных материалов о результатах работы ОНК, которые необходимы для анализа и оказания информационной, методической и иной поддержки ОНК;
- включение в перечень некоммерческих организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, общественных объединений, ассоциаций (союзов), фондов, автономных некоммерческих организаций;
- оптимизация финансовой деятельности ОНК за счет бюджетов региональных общественных палат.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ