Зонирование земель сельскохозяйственного назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Зонирование земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)
также отметить отсутствие в России сельскохозяйственного зонирования, что особенно важно в связи тем, что 32,8% земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с докладом Росреестра отнесены к "другим землям" в связи с чем невозможно точно установить целевое назначение данных земель и говорить об их рациональном использовании. Мы уже отмечали, что на сельскохозяйственные земли внутри категории земель населенных пунктов и на земли сельскохозяйственного назначения, за исключением земель сельскохозяйственных угодий внутри такой категории, распространяется градостроительный регламент, то есть такие земли подлежат градостроительному зонированию, что представляется не вполне правильным. Возможно, обратить внимание на зарубежный опыт зонирования территорий, в том числе и сельскохозяйственного зонирования, но не для слепой рецепции правовых норм зарубежных стран, а для более точного понимания того, в каких направлениях нам следует развивать институт зонирования и каких ошибок необходимо избежать. В случае с сельскохозяйственными землями следует изучить опыт зонирования США, где в результате зонирования сельскохозяйственных земель им присваивается категория, "в зависимости от качества земли и условий ведения сельскохозяйственного производства" <20>.
Статья: О новом публично-правовом инструменте - едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)
В Российской Федерации на протяжении длительного периода реализуется программа поддержания за счет иных источников фиксированной ипотечной ставки, и, по данным Центрального банка России, "практически вся ипотека и розничные кредиты выданы именно по фиксированным ставкам" <2>. В сфере макроэкономического воздействия данное обстоятельство расценивается в целом как обстоятельство, удешевляющее деньги и стимулирующее инфляцию <3>. Но применительно к целевому назначению использования земли данное обстоятельство влияет на земли населенных пунктов как на земли, используемые и предназначенные для застройки, извлекая из нее доход исключительно в жилищно-строительной сфере. Именно данный вид деятельности является привлекательным для инвестиций и извлечения дохода в краткосрочной инвестиционной перспективе в условиях наличия в России фиксированной ставки по ипотеке. Поэтому названные земли обладают рядом характеристик, формализация которых выражается в том числе в территориальном планировании и градостроительном зонировании. Как средство сельскохозяйственного и лесного производства земли предполагают необходимости длительного (от пяти до пятнадцати лет окупаемости) инвестиционного цикла (так называемые длинные деньги). Земли под застройку имеют возможность окупаемости вложений в короткие сроки (до трех лет). Соответственно, цены на первые земли агрессивно атакуются ценами на вторые. Излишне указывать, что формирование прибавочной стоимости и дохода на объектах - земельных участках, предназначенных для застройки, и на объектах - земельных участках, являющихся средством производства, имеет совершенно разную экономическую природу. В первом случае это раздел и перераспределение продукции, во втором случае - создание (за счет свойства плодородия почв) продукции. От этого меняется и природа налогообложения. Раздел и перераспределение продукции влекут обложение налогами применительно к виду продукции: налог на доходы, на добавленную стоимость и иные, а создание сельскохозяйственной продукции относится к специальному обложению.

Нормативные акты

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О землеустройстве"
Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".