Защита наименования некоммерческой организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита наименования некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)
Важным последствием, вытекающим из деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, является наличие у коммерческой организации фирменного наименования (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Поскольку такое наименование является средством индивидуализации юридического лица, право на него защищается гражданским законодательством в силу прямого указания ГК РФ и, разумеется, подлежит судебной защите. Некоммерческие же организации такими правами обладать по смыслу российского ГК не должны. Тем не менее в судебной практике можно найти случаи отклонения от данного правила. В качестве примера можно привести Определение СКГД ВС РФ от 11 июля 2017 г. по делу N 53-КГ17-12 <135>. В данном деле поднимается вопрос о защите наименования некоммерческой организации "Благотворительного фонда "Подари жизнь". Суды первой и апелляционной инстанций отказали истцу в защите, ссылаясь на норму ГК РФ о наличии фирменного наименования только у коммерческих организаций. В Определении ВС РФ же говорится о возможности осуществления правовой охраны наименования некоммерческой организации, поскольку наличие уникального наименования является неимущественным гражданским правом некоммерческой организации. Вместе с тем об аналогичном правовом регулировании наименования НКО и фирменного наименования коммерческого юридического лица говорить не приходится, поскольку тот же ВС РФ в своих разъяснениях по вопросам регулирования интеллектуальной собственности указывает, что права на наименования НКО подлежат защите на основании общих положений ГК РФ о способах защиты гражданских прав <136>. При этом далее ВС РФ отмечает, что "право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом" <137>. Следует отметить, что и ВАС РФ не применял расширительное толкование и исходил из того, что право на фирменное наименование возникает лишь у коммерческих организаций <138>. В данном случае суды исходят из того, что закрепленный в части четвертой ГК перечень интеллектуальной собственности не должен толковаться расширительно, хотя п. 1.1 ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" закрепляет исключительное право использования своего зарегистрированного наименования за НКО. Потенциальная коллизия нормы специального закона с ГК решается по смыслу судебной практики следующим образом: исключительное право использования не является исключительным правом на фирменное наименование по смыслу части четвертой ГК РФ <139>. При этом СИП в одном из дел отметил, что применение норм о фирменном наименовании коммерческих организаций к наименованию НКО невозможно как раз из-за того, что в законодательстве есть норма, которая регулирует соответствующие отношения (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях") <140>.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
Законом о некоммерческих организациях не предусмотрены специальные способы защиты права некоммерческой организации на наименование.