Занижение налоговой базы по НДФЛ

Подборка наиболее важных документов по запросу Занижение налоговой базы по НДФЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Механизм взыскания неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ: актуальные вопросы правоприменения
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)
Полагаю, что КС РФ надлежащим образом рассмотрен вопрос о порядке возврата денежных средств, выделенных налогоплательщику из бюджета в результате неправомерного предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ (см. Постановление N 9-П от 24 марта 2017 года по делам N 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016). Также КС РФ определена правовая природа такого рода денежных средств, выплачиваемых из бюджета Российской Федерации. Как уже отмечалось, ФНС России обратила особое внимание налоговых органов на необходимость руководствоваться позицией КС РФ, изложенной в Постановлении N 9-П, при выявлении фактов незаконного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ <16>. По мнению КС РФ, предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие допущенной налоговым органом ошибки, приводит к необоснованному занижению налоговой базы по НДФЛ и, как следствие, к образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм. При таком положении выявленное занижение базы по НДФЛ вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного вычета не может быть квалифицировано как налоговая задолженность <17> (ранее, до 1 января 2023 года, использовался термин "недоимка"). В буквальном смысле под ней в НК РФ понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Поскольку конкретный размер обязанности по уплате налога с учетом заявленного вычета определяется налоговым органом, именно в этом размере налоговая обязанность подлежит исполнению налогоплательщиком в установленный срок. Понимание имущественных потерь бюджета вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного вычета как недоимки означало бы признание наличия причиненного налогоплательщиком ущерба казне от несвоевременной и неполной уплаты налога и тем самым влекло бы необходимость применения в отношении его мер государственного принуждения правовосстановительного характера в виде взыскания пеней (п. 2 ст. 57 и ст. 75 НК РФ). Факт предоставления неправомерного (ошибочно предоставленного) вычета должен быть выявлен в надлежащей юридической процедуре, требующей изучения тех же документов, исследования тех же фактических обстоятельств, которые были положены в основу принятия первоначального решения налогового органа, а при необходимости - получения и анализа дополнительных сведений и материалов налоговой проверки. Следовательно, изъятие в бюджет соответствующих сумм налоговых вычетов по НДФЛ, в отношении которых ранее принято решение об их возврате налогоплательщику или об уменьшении на их размер текущих налоговых платежей, означает необходимость преодоления (отмены) решения налогового органа, предоставившего такой вычет.