Выкуп земельного участка под линейными объектами

Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка под линейными объектами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Ежегодная научная конференция центра частного права
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)
Но земельное законодательство предусматривает странные юридические конструкции, которые только по названию (форме) напоминают частноправовые категории. Так, "публичный сервитут" - это по сути косвенное изъятие земельного участка без согласия частного собственника. Инициатором его установления является даже не региональный орган публичной власти, а компания - владелец "линейных объектов", которая не хочет выкупать земельные участки для эксплуатации своего объекта, и просит этот орган установить сервитут. При этом собственникам земельных участков предлагается обращаться в суд и спорить по этому поводу. Другой пример - предусмотренный законодательством договор о комплексном развитии территорий, который заключает потенциальный правообладатель земельного участка с органом публичной власти, утверждающим программу комплексного развития территории. Договор является возмездным, и по этому договору коммерсант договаривается с органом публичной власти об осуществлении им своих публичных функций, что создает почву для коррупциогенности.
"Гражданское право социального государства: Сборник статей, посвященный 90-летию со дня рождения профессора А.Л. Маковского (1930 - 2020)"
(отв. ред. В.В. Витрянский, Е.А. Суханов)
("Статут", 2020)
При этом у "публичного сервитута" наконец-то появляется управомоченное лицо, и он приобретает черты субъективного права (ибо ранее в соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ такой "сервитут" устанавливается для обеспечения публичных нужд в пользу неопределенного круга лиц, будучи в действительности не сервитутом, а обременением прав собственника земли). Однако теперь он служит обеспечению уже не публичных, а частных интересов своих субъектов. Таким образом, осуществляется "оптимизация" издержек владельцев линейных объектов, которые при установлении обычного сервитута или выкупе земельного участка у собственника переложили бы свои расходы на потребителей своих услуг, что привело бы к неизбежному росту цен и тарифов на них. В результате этого произвольно установленные юридические конструкции занимают место обычных гражданско-правовых институтов, традиционно обеспечивающих баланс интересов собственников земельных участков и пользователей ими. Не случайно к нормам о "публичном сервитуте" не применяются правила ГК РФ о сервитутах (п. 3 ст. 23 ЗК РФ) <1>.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)
Общество направило Д. межевые планы на раздел принадлежащих ему земельных участков с целью заключения долгосрочных договоров аренды земельных участков под каждой опорой. Д. отказался согласовать межевые планы, указав на необходимость рассмотрения вариантов аренды или выкупа земельных участков, не только занятых опорами, но и включающих охранную зону линии электропередач энергообъекта.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 15.09.2023)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"
к) сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков и (или) для внесения в качестве арендной платы, платы за сервитут, публичный сервитут и (или) для выкупа земельных участков, - в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;