Возможно ли привлечь юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, к административной ответственности без проведения предварительной проверки?

Подборка наиболее важных документов по запросу Возможно ли привлечь юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, к административной ответственности без проведения предварительной проверки? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 16-6047/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений (информации).
Решение: Удовлетворено.
Из представленных материалов усматривается, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что Общество, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (регистрационная запись N-N), заключив 30 января 2023 года с ООО СУ "Уралсиб Страхование" договор страхования N, не представило в установленный законом срок (не позднее 2 февраля 2023 года) в ГУФССП России по г. Москве документы о заключении нового договора и внесение изменений в сведения о юридическом лице в государственный реестр. Таким образом, Общество, 3 февраля 2023 года в 00 часов 01 минуту, по адресу: <адрес>, <адрес>, совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Верховного Суда РФ от 21.02.2024 N 11-АД24-2-К6
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.57 КоАП РФ за незаконное осуществление деятельности лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество, не будучи включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, осуществляло взаимодействие с потерпевшей, используя телефонные переговоры и текстовые сообщения, передаваемые по сетям подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с частью 4 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, которые в соответствии с Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" могут осуществляться только включенным в указанный реестр юридическим лицом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двух миллионов рублей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Средства, способы и формы гражданско-правовой защиты прав сторон по договору займа: теоретический аспект
(Хабиров А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2018, N 6)
В соответствии со ст. 11 ГК РФ специальной формой защиты прав сторон договора займа следует признать административный порядок их защиты. Так, в договоре потребительского займа заемщик может обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) в случае нарушения заимодавцем его прав. В частности, региональные управления Роспотребнадзора по результатам рассмотрения жалоб заемщиков-потребителей признают отдельные условия договоров потребительского займа не соответствующими закону и привлекают заимодавцев к административной ответственности <1>. Например, за I квартал 2017 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан поступило 2 259 обращений, из которых 435 обращений связаны с оказанием финансовых услуг <2>. Также в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Центральный банк (Банк России) осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований указанного Закона и в случае нарушения закона привлекает микрофинансовые организации к административной ответственности <3>. По статистике, приведенной главой ЦБ РФ Э.С. Набиуллиной, в I квартале 2017 г. поступило 3 100 жалоб на микрофинансовые организации <4>. Кроме того, в случае нарушения юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, положений Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" уполномоченный орган - Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) вправе исключить недобросовестную компанию из соответствующего реестра <5>. Таким образом, в том случае, когда заимодавцем выступает профессиональный субъект, механизм защиты прав заемщика включает в себя возможность применить такое средство защиты как обращение в федеральные органы исполнительной власти, в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Банк России и Федеральную службу судебных приставов, т.е. использовать административный порядок защиты. В рамках юрисдикционной формы защиты гражданских прав сторонами договора займа средствами защиты являются иск, жалоба, заявление, ходатайства и иные виды обращений к компетентным органам с требованием о защите.
Статья: Надзор за исполнением законов коллекторами при взыскании с должников - физических лиц задолженности по денежным обязательствам
(Насонов Ю.Г.)
("Законность", 2017, N 9)
Законом о защите прав должников-граждан предусмотрено, что юридическое лицо приобретает права и обязанности организации, осуществляющей деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности после внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено законом. Ведение указанного реестра (включение сведений в него и исключение сведений о юридическом лице из него) возлагается на уполномоченный орган. Указом Президента РФ от 15 декабря 2016 г. N 670, а также Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1402 обязанности по ведению указанного реестра возложены на ФССП России. Этот орган вправе исключить сведения о юридическом лице из государственного реестра, в частности, за однократное грубое нарушение требований указанного Закона, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц.

Нормативные акты

"Руководство по соблюдению юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, обязательных требований"
(утв. ФССП России от 28.06.2022 N 2)
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования" Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, и привлечения к административной ответственности, утвержден заместителем директора Федеральной службы судебных приставов - заместителем главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенантом внутренней службы Савенко И.Г. и размещен на официальном интернет-сайте ФССП России по ссылке: https://fssp.gov.ru/2712816/.
Приказ Минюста России от 22.03.2023 N 41
(ред. от 20.04.2023)
"Об утверждении плана работы и показателей эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов на 2023 год"
7. Мероприятия в сфере организации ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за их деятельностью