Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Инфляция как экономико-правовая категория, ее признаки и виды
(Крылов О.М.)
("Финансовое право", 2022, N 9)
Межведомственный характер нормативного правового акта, исходя из этимологии слова "межведомственный", предполагает распространение действия этого акта на отношения в сферах деятельности, регулируемых иными органами власти, что наблюдается применительно для таких сфер, как бюджетная (ст. 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ), избирательная (ст. 48 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ), трудовая (ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ), уголовно-процессуальная (ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ), инвестиционная (ст. 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") и др. Круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, затрагиваемый правовым актом Росстата, устанавливающим понятие "инфляция", определяется денежной формой их реализации. К ним относятся право частной собственности (право собственности на деньги) (ст. 35 Конституции РФ), право на труд (вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда) (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (оплачиваемый ежегодный отпуск) (ст. 37 Конституции РФ), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (право на получение денежных пособий и пенсий) (ст. 39 Конституции РФ), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ) и др.
Статья: Законодательная регламентация состава, прав и обязанностей участников судебного разбирательства при рассмотрении вопроса о реабилитации нуждается в совершенствовании
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Мировой судья", 2022, N 4)
Так, изучение судебной практики рассмотрения вопросов, связанных с реабилитацией лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, позволило выявить ряд проблем в части законодательной регламентации участников судебного разбирательства и их процессуального статуса, а также в части процессуальных гарантий права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, как это отражено в ст. 53 Конституции РФ.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)
Возвращение же присужденных сумм в порядке поворота исполнения не относится к наказаниям или иным санкциям, а решение о нем не является как таковое судебным актом, который определял бы собственно уголовно-правовой статус реабилитированного в указанном выше смысле. Между тем в системе действующего регулирования положения статьи 401.6 УПК РФ - единственный ограничитель ухудшения правового и фактического положения лица в отношениях, складывающихся в связи с его уголовным преследованием либо имеющих генезис в таковом. При таких обстоятельствах отсутствие в процессуальном законе, а по существу отсутствие в статье 401.6 УПК РФ правил, препятствующих ухудшению положения реабилитированного, которому на основании вступившего в законную силу решения суда были выплачены суммы в счет возмещения расходов на оплату юридической помощи, являет собою признак конституционно значимого пробела в законодательстве, что вступает в противоречие с гарантиями охраны достоинства личности, права на получение квалифицированной юридической помощи и права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.