Виды избирательных систем

Подборка наиболее важных документов по запросу Виды избирательных систем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реализация основных принципов избирательного права в избирательных системах
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 3)
В наиболее абстрактном виде избирательная система представляет собой определенный механизм конвертации голосов избирателей в мандаты. Таким образом, она является категорией, которая объединяет количественный показатель "итоги голосования" (сумма голосов, полученных кандидатом или партийным списком) с качественным "результаты выборов" (объявление конкретных кандидатов избранными). Иначе говоря, она является некой мерой, пределом, по превышении которого голос избирателя меняет свою природу и превращается в депутатский мандат, выборный пост и т.д. На первый взгляд существуют лишь два предела - большинство и избирательная квота. В силу этого можно подразделить все избирательные системы на мажоритарные и пропорциональные. Однако при глубинном изучении вывод совершенно другой: критерий большинства также является квотой (квота Г. Друпа соответствует абсолютному большинству, о чем будет сказано позднее). В конечном счете это находит свое воплощение в том, что ряд мажоритарных систем имеет пропорциональные черты, а пропорциональные - мажоритарные.
Статья: Избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах в Российской Федерации
(Берлявский Л.Г., Махова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 6)
Конституцией РФ установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "н" ч. 1 ст. 72). В настоящее время Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливает, что виды избирательных систем, которые могут применяться на муниципальных выборах, определяются законом субъекта Федерации. Конкретная же избирательная система закрепляется в уставе соответствующего муниципального образования.

Нормативные акты

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.