Увольнение при реорганизации учреждения

Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение при реорганизации учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2022 N 46-КГПР22-42-К6
Требование работника: О восстановлении на работе, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По мнению истицы, ее увольнение было проведено работодателем незаконно, с нарушением норм материального права, являлось мнимым.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд, рассматривая дело, согласился с выводами суда первой инстанции и также без учета положений абз. 1, 2 ч. 2 ст. 22 и ч. 5 ст. 75 ТК РФ полагал, что несвоевременное получение истицей информации о действиях бывшего работодателя по реорганизационным мероприятиям после ее увольнения само по себе не может служить безусловной и уважительной причиной для восстановления пропущенного срока обращения работника в суд.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (часть пятая статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2022 N 46-КГПР22-36-К6
Требование: О восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Гражданка полагает, что ее увольнение в связи с сокращением штата работников в период реорганизации общества являлось незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд письменное ходатайство представителя гражданки о восстановлении пропущенного срока обращения в суд в предусмотренном процессуальном законом порядке не рассмотрел и не дал надлежащую правовую оценку содержащимся в ходатайстве доводам о причинах пропуска этого срока.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (часть пятая статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договорСогласно ч. 4 ст. 43 ТК РФ в случаях изменения наименования организации, типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации компании в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации действие коллективного договора сохраняется. При реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения такой договор действует в течение всего срока реорганизации (ч. 6 ст. 43 ТК РФ). После ее окончания он утрачивает силу. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет действие в течение трех месяцев со дня перехода права собственности (ч. 5 ст. 43 ТК РФ).
Статья: Проблемы дискриминации в сфере трудовых отношений
(Гаврюшкин С.Н.)
("Современное право", 2020, N 1)
КС РФ пришел к выводу, что оспариваемое положение фактически лишает одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, которые проходят службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, правовых гарантий защиты от увольнения, обусловленного сокращением замещаемой должности вследствие реорганизации указанных учреждений и органов (притом что в трудовых отношениях и государственно-служебных отношениях при прохождении иных видов государственной службы, равно как и при прохождении муниципальной службы, такие гарантии предусмотрены). В связи с этим данное положение было признано не соответствующим Конституции РФ [12]. Как следует из правовых позиций КС РФ, положения о защите материнства и детства носят приоритетный характер, и "прохождение госслужбы определенного вида не может служить оправданием для отмены существующих правовых гарантий" (Постановление N 21-П).

Нормативные акты

Решение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года"
Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемое положение фактически лишает одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, которые проходят службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, правовых гарантий защиты от увольнения, обусловленного сокращением замещаемой должности вследствие реорганизации указанных учреждений и органов (притом что в трудовых отношениях и государственно-служебных отношениях при прохождении иных видов государственной службы, равно как и при прохождении муниципальной службы такие гарантии предусмотрены). В связи с этим данное положение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.