Установление границ земельного участка реестровая ошибка

Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ земельного участка реестровая ошибка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 43 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, установление границ земельных участков и исправление реестровой ошибки являются самостоятельными (взаимоисключающими) способами защиты нарушенных прав, следовательно при разрешении споров установлению и проверке подлежит различный круг юридически значимых обстоятельств, что само по себе исключает возможность рассмотрения данных требований в рамках одного гражданского дела."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 64 "Рассмотрение земельных споров" ЗК РФ"Довод о недопустимости оспаривания в судебном порядке согласованной при межевании границы земельного участка являются ошибочными. Как верно указал суд апелляционной инстанции, разрешение земельных споров путем установления границ земельных участков либо путем исправления реестровой ошибки в сведениях внесенных в ЕГРН прямо предусмотрено действующим законодательством (статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", статья 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Спор об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка) на основании судебной практики Московского областного суда
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2024)
В заключении эксперт обычно предлагает вариант (варианты) исправления реестровой ошибки, а также приводит вариант установления границ земельного участка истца в соответствии с правоустанавливающими документами, фактическим землепользованием, исправленной границей земельного участка ответчика (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 23.08.2021 по делу N 33-25437/2021 (Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2022 N 88-3026/2022 данное Определение оставлено без изменения), от 20.05.2019 по делу N 33-11803/2019, от 17.12.2018 по делу N 33-35550/2018).
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)
Е.А. Мотлохова утверждает, что некоторые способы защиты гражданских прав прямо не указаны в ст. 12 ГК РФ и обладают признаками как вещно-правовых, так и обязательственно-правовых способов. В ряду таких способов автор приводит иск об установлении границ земельного участка, иск об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки, оспаривании результатов межевания, оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, иск о сносе <110>. "Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависят от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество" <111>.

Нормативные акты

<Письмо> Росреестра от 12.08.2021 N 18-02508/21@
<О направлении материалов по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН>
2.5. Результаты определения координат характерных точек границ земельных участков, частей земельных участков, обеспечивающие исправление реестровой ошибки
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)
7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частями 6.1, 7 и 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания осуществляет определение необходимых для устранения реестровых ошибок координат характерных точек границ земельных участков, в описании местоположения которых обнаружены реестровые ошибки, смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, площадей всех таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в том числе в описании местоположения которых обнаружены реестровые ошибки, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств. При определении координат характерных точек границ указанных в настоящей части земельных участков местоположение их границ определяется в том числе с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и (или) в документах, подтверждающих права на земельные участки, а при отсутствии таких документов исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании. В случае отсутствия таких документов или отсутствия в таких документах сведений о местоположении границ земельных участков их границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. Изменение площади земельных участков, указанных в настоящей части, допускается в соответствии с условием, указанным в части 7 настоящей статьи. При определении координат характерных точек границ указанных в настоящей части земельных участков также могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные государственных фондов пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах (организациях) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков, включая сведения государственного лесного реестра. В документах и (или) материалах, подготовленных в результате определения публично-правовой компанией координат характерных точек границ земельных участков, обоснование местоположения уточненных границ земельных участков не приводится. При внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади таких земельных участков в связи с устранением органом регистрации прав реестровой ошибки государственным регистратором прав не осуществляется проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условия, указанного в части 7 настоящей статьи. Правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых публично-правовой компанией осуществляется определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, не вправе препятствовать выполнению таких работ и обязаны обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости.