Учет расходов по капитальным вложениям

Подборка наиболее важных документов по запросу Учет расходов по капитальным вложениям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном включении налогоплательщиком единовременно в состав внереализационных расходов затрат на создание проектной документации по реконструкции неликвидированных объектов основных средств, поскольку данные затраты не являются расходами, связанными с ликвидацией объектов незавершенного капитального строительства либо объектов основных средств, а формируют их первоначальную стоимость и подлежат амортизации. Суд признал решение налогового органа законным, указав, что расходы на проектно-изыскательские работы не являются расходами на ликвидацию объектов незавершенного строительства, квалификация затрат в качестве капитальных вложений не влияет на порядок их учета в составе расходов, поскольку спорные капитальные вложения были связаны с существующими объектами основных средств, а не вновь возводимыми, выполнение проектно-изыскательных работ было направлено на изменение характеристик уже существующих объектов основных средств, работы неразрывно связаны с реконструкцией объектов. Суд отметил, что расходы также не могут быть приняты на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, так как реконструируемые объекты в эксплуатацию не введены, доход от их деятельности налогоплательщик не получал, что свидетельствует о несоответствии спорных расходов критериям экономической обоснованности и направленности на получение дохода, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 265 "Внереализационные расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество учитывало расходы на проектно-изыскательские работы на счете 08 "Капитальные вложения". Впоследствии общество отказалось от реализации проектов строительства и реконструкции, перенесло расходы на счет 91 "Прочие доходы и расходы" и учло их в целях налогообложения прибыли на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Налоговый орган и суд пришли к выводу, что у общества нет права на учет расходов в силу прямого запрета п. 5 ст. 270 НК РФ. Закон позволяет изменить порядок учета расходов только в случае изменения законодательства или методов учета. Кроме того, налогоплательщик мотивировал отказ от проектов отсутствием перспектив, утратой актуальности, признанием их нецелесообразными, экономически неэффективными, недостаточно проработанными, слишком медленно реализуемыми. Суд отклонил доводы общества о возникновении препятствий для эффективной реализации проекта: проседание грунта, повреждение объекта, изменение норм и правил промышленной безопасности, установление недостаточности ресурсов подземных вод, приход в негодность оборудования на складах и др. По мнению суда, наличие "деловых просчетов" подтверждает необоснованность расходов и не позволяет их учесть в силу п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом расходы нельзя квалифицировать как расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, так как они не относятся к расходам на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества. Суд признал доначисление налога на прибыль организаций законным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
б) организация, реализующая проект, получила разрешение на строительство объектов недвижимого имущества, создаваемых или реконструируемых в рамках инвестиционного проекта, приняла решение об утверждении бюджета на капитальные вложения (расходы) (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после 1 апреля 2020 года до получения соответствующего разрешения на строительство или в срок не позднее 180 календарных дней со дня получения соответствующего разрешения на строительство и подала заявление о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона в срок не позднее одного года после даты принятия такого решения;
Постановление Правительства РФ от 13.09.2022 N 1602
"О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений"
(вместе с "Правилами заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений, ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений", "Общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной", "Правилами осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта", "Общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений, по которому Российская Федерация не является стороной, и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации")
Приложение N 4