Требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления

Подборка наиболее важных документов по запросу Требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2023 N 16-1864/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Решение: Отказано.
Должностным лицом административного органа установлено, что ООО "ТЭО" при эксплуатации полигона ТКО, расположенного по адресу: <...> км Велижанского тракта, допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в результате которого почва, примыкающая к полигону ТКО, загрязнена веществами, характерными для отходов - "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный" (код ФККО 7 39 101 12 39 4), "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный" (код ФККО 7 39 101 12 39 3), а именно: превышение значений по барию, хрому, литию, железу, свинцу, меди, хлорид-иону, нитрат-иону, обменному аммонию относительно фоновых показателей.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2022 N 16-3246/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Решение: Отказано.
Доводы жалобы о том, что МП МО г. Нягань "Чистый Город" приняты все зависящие от него меры для недопущения несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившиеся в ведении МП МО г. Нягань "Чистый Город" переписки с Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, службой Природнадзора Югры, Управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, не свидетельствуют об отсутствии в действиях МП МО г. Нягань "Чистый Город" состава административного правонарушения, поскольку данные обстоятельства не опровергают факт размещения предприятием отходов на объекте, не включенном в ГРОРО и Перечень.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие", 2023, N 1)
Дела об административных правонарушениях, связанные с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и рассматриваемые судьями, к нарушению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отношения не имеют. Предметом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 6 ст. 8.2 КоАП РФ, являются требования в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов). Административная ответственность за нарушение требований по нормированию в области обращения с отходами предусмотрена ч. 7 и 8 ст. 8.2 КоАП РФ.
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)
Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность, например при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"
Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 13-П
"По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район"
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).