Толкуются в пользу потребителя

Подборка наиболее важных документов по запросу Толкуются в пользу потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""По смыслу названных выше норм закона и акта их толкования право потребителя на безвозмездное устранение недостатков товара или отказ от исполнения договора и требование возврата стоимости являются альтернативными требованиями, то есть соответствующие способы защиты не могут применяться одновременно; потребитель вправе выбрать только один из вышеперечисленных способов защиты права, и не может одновременно ставить вопрос о защите своего нарушенного права путем безвозмездного устранения недостатков товара и отказа от исполнения договора и требования возврата уплаченной за такой товар суммы после того, как он воспользовался способом защиты своего права на безвозмездное устранение недостатка."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О теплоснабжении""Между тем судами не учтено, что исходя из содержащегося в пункте 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" понятия бездоговорного потребления тепловой энергии, одним из видов которого признается "потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения", требование абзаца пятого пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 должно толковаться как рассчитанное на отсутствие у потребителя не только прямо названного в нем "письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией", но и вообще какого-либо договора, регулирующего поставку тепловой энергии в нежилое помещение. Судебная коллегия считает, что применение предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" для случаев бездоговорного потребления расчетных способов и повышающих коэффициентов, в результате которого потребитель понуждается к оплате коммунального ресурса в большем против фактически потребленного объеме, призвано, прежде всего, стимулировать такого потребителя к надлежащему оформлению договорных отношений и не должно приводить к неосновательному обогащению ресурсоснабжающей организации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)
Однако в ряде случае термин "потребитель" толкуется шире. Так, § 84 Закона о лекарственных средствах определяет ответственность за некачественные лекарственные препараты, реализуемые потребителям. В комментарии к данной норме отмечается, что в данном случае потребителем в понимании фармацевтического законодательства является любое лицо, приобретающее лекарственные средства с целью применения их на себе или на другом человеке (животном). Так, учреждения здравоохранения также квалифицируются как потребители <100>.
Статья: Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)
В рассматриваемой норме Кодекса, по сути, говорится о российских потребителях распространяемой в сети Интернет рекламы товаров и услуг, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот. То есть подразумевается любой пользователь информации, услуг <11>. Такое толкование соотносится с употребляемым в анализируемой норме словом "реклама" и его понятием в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама, - это потребители рекламы, что прямо определено в п. 8 ст. 3 названного Закона. То есть данный Закон не связывает потребителя рекламы лишь с категорией физического лица, что дает основание для включения в состав потребителей рекламы и иных лиц, в том числе юридических. С учетом приведенных дефиниций в Законе и такого признака рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы) <12>, представляется неверным ограниченно толковать слово "потребитель" в п. 2 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ и придавать ему значение в аспекте лишь Закона о защите прав потребителей.