Свобода коммерческой деятельности

Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода коммерческой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 24 Конституции РФ"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. При этом Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (определения от 12 мая 2003 года N 173-О, от 29 января 2009 года N 3-О-О и др.)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Защита социальных и экономических прав в условиях интеграционных процессов
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)
Альтернативой такому подходу определения приоритета прав человека была советская модель, в частности, Конституция СССР 1936 г. <12> сузила экономические права индивидов, защищенные законом, и сохранила права на "трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан" (ст. 10). При этом орудия и средства производства, природные ресурсы и проч., как известно, оставались собственностью государства (ст. 4), чтобы гарантировать ту "свободу", которая подразумевала каждому наличие жилья, работы и т.д. <13>. В такой модели свобода коммерческой деятельности и частная инициатива были сильно ограничены, следствием чего стало и регулирование цен.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования государственной монополии на осуществление внешнеэкономической деятельности
(Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 10)
Как основание применения института государственной монополии ВЭД в ряде стран были приняты специальные законы об ограничениях экспорта (например, в Испании <16>, Франции <17>). Подобное регулирование было принято и в странах Восточной Европы (Польша), Латинской Америки (Бразилия, Аргентина) <18>. В Испании государственную монополию внешней торговли отражает приказ Министерства экономики от 5 июня 1985 г., принятый в целях защиты интересов страны происхождения товара и ограничивающий реэкспорт импортированной технологии и товаров <19>. Он основан на действии Декрета от 27 декабря 1985 г., который применяется ко всем видам экспорта: "Экспорт осуществляется в соответствии с принципом свободы предпринимательской деятельности с учетом ограничений, предусмотренных в настоящем Декрете" (ст. 1). Согласно оценке зарубежных специалистов, "хотя и провозглашена свобода коммерческой деятельности как общая норма, введенные ограничения мало что от этой свободы оставляют" <20>. Критика ограничительной политики США, представленная и в советской печати, касалась прежде всего экстерриториального действия американского экспортного законодательства.