Субсидиарная ответственность собственника казенного предприятия

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность собственника казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Из системного толкования положений статей 113, 399 ГК РФ, части 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия является дополнительной к ответственности последнего, являющегося основным должником. Она наступает только при недостаточности имущества у данного предприятия, которая может быть установлена на стадии исполнения судебного акта."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Из системного толкования положений статей 113, 399 ГК РФ, части 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия является дополнительной к ответственности последнего, являющегося основным должником. Она наступает только при недостаточности имущества у данного предприятия, которая может быть установлена на стадии исполнения судебного акта."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Порядок ликвидации унитарного предприятия
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
- в случаях, если ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия по обязательствам этого предприятия (п. 6 ст. 113 ГК РФ), при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия (п. 7 ст. 63 ГК РФ) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.06.2022 N 305-ЭС22-1225 по делу N А40-79865/2020);
Статья: Развитие корпоративной ответственности в судебной практике
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)
В частности, закон называет условием возложения субсидиарной ответственности на собственника казенного предприятия или бюджетного учреждения недостаточность их имущества для удовлетворения требований кредиторов (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ, абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Так, при недостаточности имущества бюджетного учреждения, на которое может быть обращено взыскание, собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам, которые связаны с причинением вреда гражданам. Однако законодательство не определяет, чем и на какой стадии должна подтверждаться недостаточность имущества, в связи с чем суды на практике считают, что недостаточность имущества может иметь место только при невозможности взыскания долга в исполнительном производстве или и вовсе после ликвидации юридического лица. Между тем такая практика не соответствует закону, который позволяет привлекать субсидиарного должника к ответственности сразу после того, как основной должник отказался отвечать по своим обязательствам или не ответил на предъявленное требование (п. 1 ст. 399 ГК РФ). Соответственно, недостаточность имущества может устанавливаться в том числе в судебном процессе, где заявлены требования о привлечении к субсидиарной ответственности, независимо от ликвидации или возбуждения исполнительного производства.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
В силу п. 6 этой же статьи собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.