Статья 23. Крупная сделка
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья 23. Крупная сделка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 N 20АП-907/2022 по делу N А54-4203/2020
Требование: О признании недействительными договоров на оказание услуг, договоров подряда.
Решение: Требование удовлетворено.В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 и пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, пунктами 4.4 и 4.5, 6.5 устава МКП "ЖКХ Рязанское" совершение муниципальным казенным предприятием крупной сделки требует наличия предварительного, а не последующего согласия собственника имущества предприятия на заключение соответствующего договора. При этом, получение надлежащим образом оформленного в письменном виде согласия уполномоченного органа в силу является именно обязанностью казенного предприятия, предшествующей возможности реализации права на совершение сделки.
Требование: О признании недействительными договоров на оказание услуг, договоров подряда.
Решение: Требование удовлетворено.В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 и пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, пунктами 4.4 и 4.5, 6.5 устава МКП "ЖКХ Рязанское" совершение муниципальным казенным предприятием крупной сделки требует наличия предварительного, а не последующего согласия собственника имущества предприятия на заключение соответствующего договора. При этом, получение надлежащим образом оформленного в письменном виде согласия уполномоченного органа в силу является именно обязанностью казенного предприятия, предшествующей возможности реализации права на совершение сделки.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 04.05.2023 по делу N 33-741/2023 (УИД 45RS0026-01-2014-001360-80)
Категория спора: Заем.
Требования заемщика: 1) О признании недействительным договора займа.
Требования займодавца: 2) О взыскании основного долга по договору займа; 3) О взыскании процентов за пользование займом.
Обстоятельства: Ответчиками сумма займа не возвращена.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Таким образом, состав конкретного преступления образует деятельность, связанная с извлечением дохода в особо крупном размере, осуществляемая систематически, в противоречии с положениями ст. 23 ГК Российской Федерации. При этом не исключается совершение сделок, не противоречащих закону.
Категория спора: Заем.
Требования заемщика: 1) О признании недействительным договора займа.
Требования займодавца: 2) О взыскании основного долга по договору займа; 3) О взыскании процентов за пользование займом.
Обстоятельства: Ответчиками сумма займа не возвращена.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Таким образом, состав конкретного преступления образует деятельность, связанная с извлечением дохода в особо крупном размере, осуществляемая систематически, в противоречии с положениями ст. 23 ГК Российской Федерации. При этом не исключается совершение сделок, не противоречащих закону.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
Вопрос: О сделках унитарного предприятия, подлежащих согласованию с собственником его имущества.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)Согласно части 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 28-03-05/86586)Согласно части 1 статьи 23 Закона N 161-ФЗ крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно пункту 2 статьи 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в случае принятия общим собранием участников общества решения о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала общества в соответствии с пунктом 1 статьи 19 названного федерального закона общество обязано приобрести по требованию участника общества, голосовавшего против принятия такого решения или не принимавшего участия в голосовании, долю в уставном капитале общества, принадлежащую этому участнику.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно пункту 2 статьи 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в случае принятия общим собранием участников общества решения о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала общества в соответствии с пунктом 1 статьи 19 названного федерального закона общество обязано приобрести по требованию участника общества, голосовавшего против принятия такого решения или не принимавшего участия в голосовании, долю в уставном капитале общества, принадлежащую этому участнику.