Срок подачи иска о взыскании налога

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок подачи иска о взыскании налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
О нарушении права на зачет излишне уплаченного налога предприниматель узнал с момента принятия ИФНС решения об отказе в зачете. С учетом этого срок исковой давности на момент подачи предпринимателем заявления о взыскании излишне уплаченного налога не истек. Поскольку предприниматель доказал наличие у него переплаты по УСН и отсутствие задолженности по налогам по ОСН и срок на возврат суммы излишне уплаченного налога не истек, суд обязал ИФНС вернуть переплату.
Важнейшая практика по ст. 4 АПК РФподается заявление о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, постановлений о взыскании налогов или таможенных платежей >>>

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1.1. Как рассчитывается срок подачи налоговой инспекцией искового заявления о взыскании штрафа с организации, если в возбуждении уголовного дела в отношении ее должностного лица отказано или дело прекращено (п. 2 ст. 115 НК РФ)?
Готовое решение: Срок исковой давности для возврата излишне взысканного налога (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)
Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога - три года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении вашего права на возврат (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила вам о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 N Ф07-6490/2017).

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
"О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"
12) абзац третий пункта 1 статьи 47 дополнить предложениями следующего содержания: "Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.";
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа"
Каким-то парадоксальным образом Конституционный Суд видит подтверждение своего вывода во взаимосвязи положений статей 113 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации. Последняя устанавливает срок давности взыскания налоговых санкций и по прямому содержанию представляет шестимесячный пресекательный срок с момента обнаружения правонарушения для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции, т.е. реализации той самой налоговой ответственности, которая имеется в виду в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагая почему-то, что оба эти срока не должны совмещаться, Конституционный Суд вопреки смыслу этих статей Налогового кодекса утверждает, что течение давности привлечения к уголовной ответственности прекращается в момент обнаружения правонарушения налоговым органом, вследствие чего и начинает течь давность взыскания. Понятие ответственности здесь явно подменяется совершенно иным по смыслу понятием обнаружения правонарушения. Одновременно Конституционный Суд продолжает настаивать и на том, что процесс привлечения лица к налоговой ответственности включает все стадии (!?), в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции. Эти утверждения в одном контексте противоречат логике и выше понимания.