Содержание нефтепродуктов в почве

Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание нефтепродуктов в почве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2023 N 08АП-2629/2023 по делу N А75-13120/2022
Требование: О возмещении вреда, причиненного почвам.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Как верно отмечено судом первой инстанции, проведение работ по рекультивации и достижение регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" является основанием для зачета затрат, понесенных на устранение последствий загрязнения почв, при соблюдении определенных условий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, пункт 15 Постановления N 49), но само по себе не свидетельствует об отсутствии невосполнимых и (или) трудновосполнимых потерь.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 N 18АП-16426/2021 по делу N А47-3012/2021
Требование: О возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.
Довод апеллянта, что протокол биотестирования грунта от 20.11.2020 и экспертное заключение N 52 от 23.11.2020 подтверждают, что исследуемые образцы не являются токсичными, основан на ошибочной интерпретации результатов лабораторных исследований, поскольку биотестирование отобранных проб направлено на определение токсичности почвы для данной культуры организмов в экспериментальных условиях, а "не токсичность" исследуемых образцов не исключает факт превышения содержаний в почвах нефтепродуктов. Данные выводы соответствуют экспертному заключению от 23.11.2020 N 52.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое обеспечение производственного экологического контроля от инвестиционного проекта до эксплуатации
(Исакова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 7)
При изучении судебной практики в части производственного экологического контроля фиксируются нарушения. выразившиеся в превышении нормативов в пределах погрешности измерений. К примеру, при осуществлении производственного экологического контроля за загрязнением почв на производственной площадке и фоновым содержанием нефтепродуктов в почве были зафиксированы превышения по нефтепродуктам в 1,01 раза (0,8%), в 1,03 раза (3,3%) <20> при погрешности методики <21> измерения 25%. Суд не учел данного довода и привлек хозяйствующий субъект к административной ответственности за загрязнение почв. Получается, что все зафиксированные превышения находились в диапазоне погрешности измерений, что, по существу, не может являться превышением. Отсюда следует, что привлечение к административной ответственности по причине превышения загрязнений компонентов окружающей среды по результатам инструментальных измерений в диапазоне погрешностей методик в настоящее время никак не урегулировано, что говорит о необходимости создать оговорку или внести уточнения о нормативах допустимых диапазонов превышений/непревышений при инструментальных замерах.
"Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября 2018 г.)"
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)
<1> Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2004 г. N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" // СПС "КонсультантПлюс".

Нормативные акты

Решение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2015 года"
Впредь до введения нового регулирования признанные неконституционными положения подлежат применению в части определения объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть"
Второй этап предполагает работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов, которые осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).