Смешанные отходы

Подборка наиболее важных документов по запросу Смешанные отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.1 "Переходные положения" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Ссылка заявителя на необходимость применения к настоящему спору пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не принимается судом, поскольку, во-первых указанная норма введена в действие Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ, вступившим в силу с 05.01.2019, в то время как спорная закупка проводилась в 2017 году; кроме того, данная норма не применима к спорным правоотношениям, так как ей установлены положения в отношении объектов, используемых для размещения твердых коммунальных отходов, к которым отходы в рамках спорной закупки не относятся (отходы коммунальные твердые имеют код по ФККО - 7 31 000 00 00 0; код отходов по спорной закупке - 7 22 200 01 39 4 - избыточный биологических очистных сооружений, хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (пункт 3.2.2 информационной карты закупочной документации (блок 2))."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)
В правовой литературе отмечается, что одним из факторов, способствующих появлению этой проблемы, является противоречие законодательства об отходах, состоящее в отождествлении правового режима твердых коммунальных отходов и опасных промышленных отходов. Так, в статьях 13.2 и 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены единые требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, касающихся деятельности как по обращению с отходами производства, так и по обращению с твердыми коммунальными отходами. Этот парадокс приводит специалистов к выводу о "регулировании законодательством только отношений по обращению со смешанными отходами, поскольку на свалках и полигонах ведется смешанное захоронение коммунальных отходов 5-го класса опасности и отходов 1 - 4-го класса опасности" <9>. Зачастую опасные отходы вывозятся на заброшенные свалки коммунальных отходов.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)
Россия критично отстает от развитых стран по уровню развития сбора и вторичной переработки электронных отходов: по всей стране в год утилизируется не более 25 тыс. тонн электротехнического и электронного оборудования <183>. Недостаточный уровень переработки объясняется следующими факторами: сложная производственная специфика (необходимость наличия специального высокоточного и высокотехнологичного оборудования, подготовленных специалистов), высокие затраты труда, разнородность утилизируемых элементов по классам опасности, размерам, уровню востребованности на рынке сбыта, а также отсутствие стабильного спроса на утилизируемые фракции, устойчивого потока отходов, инфраструктуры по сбору данных отходов <184>. Кроме того, проблема связана и с тем, что в России сбор всех твердых отходов в городах осуществляется преимущественно смешанным способом: отходы без предварительной сортировки собираются в контейнеры <185>. Это значительно снижает объемы извлечения вторичных ресурсов, в том числе ОЭЭО, для дальнейшей их переработки.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ отметили, что раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Суд кассационной инстанции поддержал вывод судов о том, что уменьшение количества контейнеров до одного на каждом объекте накопления отходов не позволит выполнить требования нормативного акта субъекта Российской Федерации, согласно которому для обеспечения раздельного накопления необходимо иметь не менее двух контейнеров (для смешанных отходов и вторичного сырья).