Скрытые полномочия президента

Подборка наиболее важных документов по запросу Скрытые полномочия президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Поручения Президента Российской Федерации - локальный правовой акт конституционного уровня
(Обгольц С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)
Как видно из примеров выше, посредством поручений Президент РФ исполняет свои конституционные полномочия, а также те полномочия, которые в научной литературе получили характеристику "скрытых". Полномочия Президента РФ и особенности их правовой природы подробно рассмотрены в работах С.А. Авакьяна <7>, Л.А. Окунькова <8>, А.М. Осавелюка <9>, А.В. Щипанова <10>, В.О. Лучина <11>. Думается, можно говорить о том, что в административно-управленческих отношениях Президента РФ с иными органами государственной власти на настоящий момент поручения играют не менее важную роль, чем его указы и распоряжения.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)
<52> См. об этом, в частности: Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. 244 с.; Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 12. С. 41 - 49; Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6. С. 15 - 23; Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: изменение статуса главы государства // Политическая концептология. 2016. N 4. С. 78 - 96; Малиновский В.А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана: Норма-К, 2012. 528 с.; Набиев В.М. Из истории создания Движения национального единства и возрождения Таджикистана // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. N 3. С. 5 - 10; Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М.: Норма, 2018. 208 с.; Нечкин А.В. Компетенция глав государств стран СНГ и их место в системе разделения властей // Российское право: образование, практика, наука. 2018. N 3. С. 77 - 85; Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения // Lex Russica (Русский закон). 2019. N 5. С. 132 - 147; Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 5. С. 53 - 68; Худолей К.М., Худолей Д.М. Формы правления зарубежных стран бывшего Советского Союза // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 371 - 395.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"
Признание полномочий Президента Российской Федерации, не перечисленных в статьях 83 - 90 Конституции, исходя из тех целей и ценностей, в отношении которых Президент выступает гарантом и защитником (часть 2 статьи 80, часть 1 статьи 82 Конституции Российской Федерации), означает введение в конституционную практику России института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий Президента.