Штрафные санкции СЗВ-М

Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафные санкции СЗВ-М (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
ПФР принял решение о взыскании с плательщика штрафных санкций, поскольку счел, что в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователем несвоевременно представлены сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М. Суд с учетом подхода, изложенного в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966 и в пункте 38 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), применив по аналогии п. 3 ст. 48 НК РФ, а также при наличии представленного в суд ходатайства о восстановлении срока для взыскания со страхователя суммы финансовых санкций, пропущенного по уважительным причинам, восстановил шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа и удовлетворил требование о взыскании штрафа. При этом суд отклонил довод налогоплательщика об отсутствии вины в несвоевременном представлении необходимых сведений, поскольку данное обстоятельство не освобождает плательщика от исполнения предусмотренной законом обязанности своевременно представлять сведения по форме СЗВ-М.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Суд отказал во взыскании штрафа со страхователя за несвоевременное предоставление ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М, поскольку ПФ РФ пропустил срок для обращения в суд с соответствующим заявлением. Суд указал, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций следует исчислять с момента несвоевременного представления отчетности, а не с момента нарушения срока на представление таких сведений, поскольку в момент нарушения страхователем срока ПФ РФ еще неизвестно количество лиц, в отношении которых не представлены сведения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Можно ли взыскать с виновного работника уплаченный компанией административный штраф?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)
Отметим, что к похожим выводам пришел и Московский городской суд в Апелляционном определении от 27.03.2023 по делу N 33-13156/2023. В этом деле рассматривалась ситуация, когда компания хотела взыскать с главного бухгалтера штрафные санкции, уплаченные ею в связи с несвоевременным представлением форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М. Суд указал, что в силу ст. 238 ТК РФ штрафные санкции за нарушение организацией законодательства в области обязательного пенсионного страхования, взысканные в судебном порядке с компании, не могут квалифицироваться как прямой действительный ущерб работодателя, поскольку представляют собой вид административной ответственности, к которой он был привлечен. Данное в ст. 238 ТК РФ понятие прямого действительного ущерба не является идентичным с понятием убытков, содержащимся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, и не предусматривает обязанности работника возмещать работодателю уплаченные им суммы штрафа, пеней за нарушение действующего законодательства.
Статья: Когда суды отменяют или снижают штрафы в отношении формы СЗВ-М?
(Сурков А.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)
Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ <1> предусмотрено два состава правонарушений, каждое из которых влечет для страхователя штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица: первый - представление неполных и (или) недостоверных сведений в форме СЗВ-М, второй - непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М <2>. Словом, величина штрафа при применении к страхователю одной из таких санкций напрямую зависит от количества застрахованных лиц. А это значит, что просрочка при подаче названного отчета даже на час (что подтверждает судебная практика) по факту может обернуться для страхователя с большой численностью работников огромным штрафом. Снизить штраф страхователь может только в судебном порядке.

Нормативные акты

Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2024)
Суд снизил в 10 раз размер штрафа за несвоевременное представление в ПФР сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. При этом суд учел признание страхователем вины, незначительный период просрочки (1 день), отсутствие неблагоприятных последствий для застрахованных лиц и бюджета, а также сложную экономическую ситуацию из-за санкций в отношении России со стороны недружественных стран.
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с коронавирусом"
(КонсультантПлюс, 2024)
Общество просило снизить размер штрафа за просрочку передачи контрольному органу сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 г., ссылаясь на смягчающие обстоятельства, в том числе кризис в стране в связи с пандемией.