Схемы уклонения от уплаты ндс

Подборка наиболее важных документов по запросу Схемы уклонения от уплаты ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС путем создания искусственных условий, дающих право на освобождение от уплаты НДС в части операций по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в связи с привлечением в качестве исполнителей услуг в пользу управляющей компании индивидуальных предпринимателей и организации. Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик (управляющая компания) перевел собственных сотрудников в подконтрольные организации и к индивидуальным предпринимателям для получения права на применение налоговой льготы. Суд признал доначисление НДС неправомерным, поскольку налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии согласованности действий общества и контрагентов, а также их влияния на деятельность друг друга, кроме того, контрагенты налогоплательщика осуществляли реальную самостоятельную предпринимательскую деятельность, уплачивали налоги. Привлекаемые предприниматели обладали необходимыми кадровыми ресурсами для осуществления своей деятельности, которые не пересекались с налогоплательщиком. Налоговый орган не представил доказательств подконтрольности предпринимателей налогоплательщику. Сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении льготы по НДС, виды услуг, которые оказывали контрагенты, обусловлены минимальным перечнем, то есть обязательны в силу требований жилищного законодательства. Каких-либо переводов денежных средств от подрядчиков в адрес налогоплательщика налоговым органом не установлено. Налоговый орган не выявил фактов, свидетельствующих о том, что контрагенты осуществляли номинальное управление своей деятельностью и действовали не в собственных интересах, а в интересах управляющей компании. Также налоговый орган не выявил фактов нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивание, возврат денежных средств налогоплательщику). Создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, при этом работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняет несколько взаимозависимых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, законодательству не противоречит. Наличие взаимозависимости не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о совершении операций с целью неуплаты налога.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению ИФНС, налогоплательщиком создана схема уклонения от уплаты налогов и неправомерного заявления вычетов по НДС путем осуществления многократных формальных сделок по реализации техники, произведенной на территории Особой экономической зоны Калининградской области.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Процессуальные особенности уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)
Вместе с тем следствие при помощи судебно-налоговой экспертизы нередко устанавливает отличные от данных налогового органа уклонения от уплаты налогов не только в меньшую сторону, но и в большую. Это возможно (применительно к абсолютно преобладающей схеме уклонения по НДС) за счет расширения числа "ненастоящих" контрагентов, вычеты по которым учтены при определении налога, а также за счет углубления по времени периода доначислений. Налоговые органы могут проверять только три года, предшествующие году проведения проверки, а максимальный срок давности по уклонению от уплаты налогов - шесть лет, соответственно, следствию есть куда углубиться. Изученная нами следственная практика показала, что после внесения последних изменений, касающихся возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, обвинение по эпизодам, не вошедшим в решение налогового органа, не предъявляется. Наиболее желательным для обвинения является точное математическое совпадение НДС по обвинительному заключению и НДС по решению налогового органа, в случае отклонения и в большую, и в меньшую сторону есть риск возвращения дела судом прокурору по ст. 237 УПК РФ.
Статья: Единый сельскохозяйственный налог с НДС. Проблемы гармонизации
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 13)
Обратив внимание на наличие проблемы в администрировании НДС и его влиянии на цифровизацию в сельском хозяйстве, С. Данкверт неправильно интерпретирует суть проблемы: дело в том, что "воровства" НДС из федерального бюджета нет, сельхозтоваропроизводители, "освобожденные" от уплаты НДС, уже уплатили, даже переплатили НДС при приобретении материальных ресурсов по ставке 20%, в то время как их продукция облагается налогом по ставке 10%. НДС для сельхозпроизводителя - налог с отрицательным знаком, при разумном законодательстве фермерам положено возмещение НДС из бюджета <5>. До введения в действие автоматизированной системы контроля АСК НДС-2, которая оперативно выявляет все разрывы в цепочках уплаты НДС, сельхозпроизводители обходили действие п. 5 ст. 173 НК РФ путем обращения к обналичивающим и/или транзитным фирмам. Внедрение системы "Меркурий" помогает выявлять и препятствовать серым схемам уклонения от НДС, но ухудшает и без того тяжелое финансовое положение мелких сельхозтоваропроизводителей.

Нормативные акты

"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)
"Интегрированная система администрирования косвенных налогов" (ИСА КН) - программный комплекс, посредством которого происходит автоматизированное сопоставление сведений о покупках и продажах, совершенных налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - Стороны), со сведениями из налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с целью установления расхождений по НДС, формируются последовательные цепочки сделок (хозяйственных операций), в которых установлены расхождения по НДС (далее - автоматический контроль), выявляются признаки схем уклонения от уплаты НДС, ведется учет результатов контрольной работы по устранению расхождений по НДС, а также формируются аналитические отчеты;