Сговор заказчика и участника закупки

Подборка наиболее важных документов по запросу Сговор заказчика и участника закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 N 18АП-7665/2023 по делу N А47-19858/2022
Требование: О признании недействительными торгов в форме электронного аукциона на поставку медицинского изделия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что участник закупки вправе самостоятельно определять содержания заявки и включать в нее сведения и информацию по своему усмотрению, что в свою очередь не свидетельствует о наличии сговора с заказчиком.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 N 05АП-2171/2021 по делу N А59-5080/2020
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту на выполнение строительно-монтажных работ.
Решение: Требование удовлетворено.
Приведенные в апелляционной жалобе практика и разъяснения высших судебных инстанций суд апелляционной инстанции считает в данном случае неприменимыми, поскольку предполагают отсутствие явного и утвердительного согласия заказчика на выполнение дополнительных работ и увеличение цены контракта. В рамках настоящего дела установлены иные обстоятельства, при этом иных нарушений требований Закона N 44-ФЗ, равно как и фактов сговора между сторонами или злоупотреблений, ограничивающих конкуренцию, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупок, наличию в действиях сторон намерения обойти требования законодательства о контрактной системе и недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота судом не установлено и в процессуальных документах сторон не изложено. В этой связи доводы жалобы не свидетельствует о несоответствии выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, судебной практике.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Взаимодействие участника закупки и государственного заказчика: границы допустимого поведения при проведении переговоров
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)
Во-первых, речь идет об информировании участника рынка о предстоящем проведении закупки. Причем такое информирование должно быть достаточно подробным: правоприменительная практика, как правило, рассматривает в качестве такового направление заказчиком участнику рынка фактически полного технического задания, которое предполагается к опубликованию государственным заказчиком с предоставлением информации о примерных датах проведения закупки, а также иных деталях, имеющих значение для заказчика (например, кратких сроках исполнения контракта или необходимости дополнительного монтажа поставляемой продукции). Правоприменительная практика, в которой сговор между заказчиком и участником закупки квалифицировался бы только на основании того, что между ними произошел обмен информацией о предполагаемом заказчиком к закупке товаре, в ходе написания настоящей работы нами выявлена не была.
Статья: Цифровая трансформация системы государственных и муниципальных закупок
(Шмелева М.В.)
("Юрист", 2019, N 7)
Несмотря на сложность применения блокчейна, представляется, что указанная технология должна быть внедрена в систему государственных закупок, учитывая следующие обстоятельства: 1) она позволит упразднить использование посредников и промежуточных звеньев, а следовательно, сократит временные и финансовые затраты на проведение закупок; 2) она сможет обеспечить проведение закупок в цифровом виде; 3) она позволит защитить закупки от несанкционированного доступа, а следовательно, не будет срыва процедуры закупки, возникшей по вине заказчика или участника закупки); 4) она позволит минимизировать возможность сговора заказчика с участниками закупки; 5) внедрение цифровых платформ работы с данными в закупках позволит осуществлять автоматический поиск любой информации.

Нормативные акты

"Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках"
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")
6. При участии в государственных закупках велика вероятность столкнуться с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника размещения заказа с заказчиком. Подготовка заявки на участие в торгах, соблюдение всех требований закона о размещении заказов позволяет выигрывать такие торги.
Приказ ФАС России от 08.08.2019 N 1073/19
"Об утверждении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации)")
Подобная квалификация возможна в случаях, когда соучастником картельного соглашения выступает лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое использует свои полномочия вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц при выполнении государственного оборонного заказа, либо в случаях, когда участник картеля вступил в сговор с работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо с иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, не являющимся должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации с целью обеспечения победы в конкурсе или отмены конкурса в интересах участников картеля.