Сервитут до трех лет

Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут до трех лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2020, N 4)
Аналогичное правило о средстве индивидуализации части земельного участка, обременяемого сервитутом, из земель публичной собственности закреплено в ст. 39.25 ЗК РФ, согласно подп. 2 п. 1 которого учетный номер части земельного участка включается в соглашение об установлении сервитута, а применительно к сервитуту до трех лет допускается индивидуализация части земельного участка схемой границ сервитута на кадастровом плане территории согласно п. 4 указанной статьи.
Статья: О правовых аспектах доказывания по делам об оспаривании кадастровой стоимости (по материалам судебной практики)
(Михайлова Л.Л.)
("Право и экономика", 2019, N 9)
Общими применимыми нормами в этом случае являются: ч. 3 ст. 3 Налогового кодекса <2> (далее - НК РФ, поскольку налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными), ст. ст. 65 - 66 Земельного кодекса <3> (платность использования земли), ст. 375 НК РФ (налоговая база для налога на имущество юрлиц), ст. ст. 390 - 391 НК РФ (налоговая база для земельного налога), ст. 402 НК РФ (налоговая база в виде кадастровой стоимости для налога на имущество физлиц). Кадастровая стоимость, определяемая на базе рыночной, как указано в Методических указаниях о государственной кадастровой оценке (далее - Методические указания; утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 <4>), не может превышать величины рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной на ту же дату. Вместе с тем согласно п. 7.1 Методических указаний для целей кадастровой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы, а кадастровая стоимость определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). Индивидуальный расчет применяется только в редких, можно сказать, исключительных случаях (раздел 8 Методических указаний), обусловленных невозможность применения базовых методов либо сложностью объектов недвижимости и их уникальными характеристиками. Устанавливая кадастровую стоимость в размере рыночной, суды полностью либо частично удовлетворяют требования административных истцов о понижении кадастровой стоимости, при этом судами подчеркивается массовый характер государственной кадастровой оценки, при котором невозможно учесть особенности как объектов недвижимости, так и формирования их рыночной стоимости. Во многом, как указывает В.В. Григорьев, "это положение само по себе абсурдное, так как кадастровая стоимость всегда должна быть меньше рыночной, а на практике получается наоборот: обосновывается, что рыночная стоимость недвижимости меньше ее кадастровой стоимости" <5>. Отметим, что фиксация кадастровой стоимости затрагивает не только права налогоплательщиков и арендаторов, но и ряд пользователей земельных участков. Так, согласно ст. 39.46 Земельного кодекса РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка, при этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее, чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. При организации аукциона по продаже земельного участка начальная цена предмета аукциона может быть по выбору организатора определена в размере кадастровой стоимости, если кадастровая оценка проводилась не позднее чем за 5 лет до даты принятия решения о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса), что, в свою очередь, затрагивает права участников аукциона, желающих приобрести земельный участок, и влияет на легитимность аукциона.

Нормативные акты

Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1) обладателем сервитута не осуществляется деятельность, для целей которой был установлен сервитут, на протяжении трех и более лет, если иное не следует из целей установления сервитута или особенностей эксплуатации здания, сооружения, размещенных на этом земельном участке;
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
4. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.