Расторжение договора энергоснабжения с управляющей компанией

Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение договора энергоснабжения с управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 N 01АП-1675/2024 по делу N А43-5279/2022
Требование: О взыскании задолженности по оплате поставленной электрической энергии по договору энергоснабжения, пени.
Решение: Решение первой инстанции изменено, отменено. Производство по делу прекращено.
В рассматриваемом случае ПАО "ТНС энерго НН" в отношении спорных МКД с прежней управляющей организацией (обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис") расторгло 01.04.2015 договор энергоснабжения от 01.11.2009 N 0400000 ввиду неоплаты задолженности более трех месяцев на основании подпункта "а" пункта 30 Правил N 124. С момента расторжения договора истец перешел на прямые договоры с собственниками и пользователями помещений, бывших под управлением общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)
Критической оценке О.Ю. Шилохвоста подвергался подп. "а" п. 30 указанных Правил, согласно которому право энергоснабжающей организации на отказ от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке при наличии у управляющей организации задолженности по оплате коммунального ресурса более чем за несколько расчетных периодов, является диспозитивным и действует только при включении соответствующего условия в договор энергоснабжения <1>. Диспозитивный характер данной нормы лишал, по его мнению, указанную норму какого-либо регулятивного значения, поскольку речь идет не об одностороннем расторжении договора, а по существу об отказе от него по соглашению сторон <2>. В настоящее время данная норма носит императивный характер, а рассмотренный подпункт справедливо подвергся изменениям.
Вопрос: Имеет ли энергоснабжающая организация право отказаться от договора энергоснабжения на том основании, что сменился абонент в лице управляющей компании?
(Консультация эксперта, 2014)
Таким образом, действующее жилищное законодательство предусматривает возможность смены управляющей компании. При этом гражданское законодательство не предусматривает в качестве основания для расторжения договора энергоснабжения смену управляющей компании, являющейся абонентом по такому договору.

Нормативные акты

"Доклад ФАС России с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным"
(утв. ФАС России)
Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что с октября 2013 года ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на территории Ростовской области начало проводить кампанию по расторжению договоров энергоснабжения в одностороннем порядке с управляющими компаниями, в связи с ненадлежащим исполнением последних обязательств по оплате за потребленную электроэнергию в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, согласно которому в случае если по договору энергоснабжения электрической энергии, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью. При этом в случае, если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, то он обязан обеспечить принятие потребителей на обслуживание.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.12.2018 N АКПИ18-1161
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего, четвертого, пятого, шестого пункта 6, абзаца третьего пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
В суде представитель административных истцов Х. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен пунктом 4.4 части 2 статьи 44, статьей 157.2, а также внесены изменения в часть 1 статьи 135, часть 2.2 статьи 161. В результате этих изменений с 3 апреля 2018 г. императивная обязанность заключать прямой договор с ресурсоснабжающей организацией у членов ТСЖ (собственников нежилых помещений) отсутствует. Прямой договор может быть заключен только в случае принятия общим собранием собственников дома соответствующего решения либо в случае расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией по инициативе последней. При этом в Жилищном кодексе Российской Федерации собственники, принимающие данное решение, не разделяются на владельцев жилых и нежилых помещений. Оспариваемый нормативный правовой акт издан с превышением полномочий Правительства Российской Федерации. Решение собрания о переходе на прямой договор принимается всеми собственниками помещений дома. Кроме того, обязанность заключать договор может быть предусмотрена только законом либо добровольно принятым сторонами обязательством, энергоснабжающая организация обязать потребителя заключить договор не вправе, требовать понуждения заключить публичный договор вправе только контрагент обязанной стороны.