Расчетные (предварительные) санитарно-Защитные зоны

Подборка наиболее важных документов по запросу Расчетные (предварительные) санитарно-Защитные зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2021 N 304-ЭС20-23030 по делу N А67-14203/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным в части предписания уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения санитарного законодательства установлен, наличие оснований для выдачи оспариваемого предписания подтверждено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
При этом суд округа отметил, что вынесение в адрес общества предписания с требованием установления границы санитарно-защитной зоны не противоречит положениям пункта 13 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающим право правообладателей объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, на обращение в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 N 05АП-3972/2023 по делу N А51-1788/2023
Требование: Об оспаривании бездействия, выразившегося в необеспечении соблюдения прав и законных интересов общества и неприведении в соответствие с законодательством территориальной зоны для земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
В этой связи судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что разработка расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны не является достаточным основанием для рассмотрения вопроса об изменении территориальной зоны, поскольку не подпадает под перечень, установленный частью 2 статьи 33 ГрК РФ, и, как следствие, приведенные обществом обстоятельства не свидетельствует о нарушении оспариваемым бездействием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: "Недоустановленные" санитарно-защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 7)
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ. При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчетная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III классов опасности являлась обязательной.

Нормативные акты

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74
(ред. от 28.02.2022)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.