Протокол 1 екпч

Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол 1 екпч (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Банковский вкладКак неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, статья 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод не вменяет в обязанность государству поддерживать покупательную способность денежных сумм, размещенных в финансовых институтах. Принятые же на себя Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" публично-правовые обязательства направлены на реализацию положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, определяющей Россию как социальное государство, и в силу этого данный Федеральный закон не может рассматриваться как противоречащий статье 19 Конституции Российской Федерации: Конституция России, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не исключает возможность установления различий между правами иностранных граждан и правами граждан Российской Федерации..."
Статья: Основания деликтной ответственности государства
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)
Критерии для оценки ограничения права можно найти и в международных актах. Например, ст. 1 Протокола 1 к Европейской конвенции по правам человека устанавливает три условия ограничения права на уважение собственности (peaceful enjoyment of his possessions): оно должно соответствовать действующему праву, преследовать общественные интересы и должна быть обоснованная соразмерность (fair balance) предпринимаемых мер и преследуемых общественных интересов <115>. Вопрос соответствия ограничения национальному праву ЕСПЧ рассматривает ограниченно, поскольку признает право национальных органов самостоятельно интерпретировать свои законы <116>. Это условие считается выполненным, пока ЕСПЧ не признает вопиющие (flagrant) нарушения внутреннего права <117>. По вопросу о наличии общественно значимой цели ЕСПЧ отмечает, что национальный законодатель имеет право самостоятельно решать, что находится в общественном интересе, пока такое решение явно не лишено разумного основания (manifestly without reasonable foundation) <118>. Вопрос соразмерности ЕСПЧ обычно детально анализирует в каждом деле индивидуально, не связывая себя каким-либо закрытым перечнем факторов, подлежащих оцениванию <119>. Для констатации нарушения данного требования ЕСПЧ необходимо установить, что заявитель в силу действий или бездействия государства-члена был вынужден нести непропорциональное и чрезмерное бремя. При этом признается определенная свобода государства определять механизм соблюдения баланса интересов индивида и общества <120>.

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2022)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Комитет отмечает: согласно пункту 2 статьи 5 Пакта никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в какой-либо стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме. К ним относится право частной собственности, закрепленное в законодательстве государства-участника и статье 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции по правам человека, ратифицированного государством-участником. Вместе с тем нарушением государствами-участниками их обязанности защищать закрепленные в Пакте права будет считаться их неспособность предотвратить или пресечь поведение предприятий, ведущее к нарушению указанных прав или предположительно способное привести к их нарушению. Следовательно, политика в области жилищного обеспечения должна быть направлена на гарантирование доступа к достаточному жилищу. Такая политика должна гарантировать надлежащую защиту арендаторам для обеспечения основных элементов права на достаточное жилище, таких как правовое обеспечение проживания, доступность с точки зрения расходов или пригодность для проживания (пункт 11.5 Соображений).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
Постановлением Европейского Суда по правам человека по жалобе N 74087/10 и 13 другим жалобам "Волокитин и другие против Российской Федерации" от 3 июля 2018 г. (вступило в силу 3 декабря 2018 г.) установлено нарушение статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с длительным невыполнением Российской Федерацией обязательств по облигациям Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.