Привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от ответственности юридическое лицо

Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от ответственности юридическое лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2023 N 16-212/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Решение: Отказано.
Факт привлечения должностного лица к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса не освобождает юридическое лицо от административной ответственности по данной норме и не свидетельствует о неправомерном привлечении ООО "СМУ-Строитель" к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.06.2023 N 16-2199/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Решение: Отказано.
Факт привлечения должностного лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ не освобождает юридическое лицо от административной ответственности по данной норме и не свидетельствует о неправомерном привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)
При этом необходимо учитывать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от этой ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (в том числе должностное лицо), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица (в том числе должностного лица) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статья: Административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: анализ судебной практики
(Васильев И.А., Дмитрикова Е.А., Шевелева Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)
Применительно к определению субъектного состава отметим и практику привлечения к ответственности должностных лиц. Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Вопрос о наличии обязанности у конкретного должностного лица по обеспечению безопасности суды решали на основе анализа содержания трудовых договоров и должностных инструкций. В одном из решений суд указал, что должностное лицо органа публичной власти не является специальным субъектом состава правонарушения, предусмотренным ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, поскольку таковым выступают только юридические лица - организаторы официальных спортивных соревнований, собственники или пользователи объектов спорта <17>. В другом деле суд обоснованно не принял позицию директора объекта спорта, считавшего, что он не является надлежащим субъектом в силу наличия в штате организации должностного лица, в полномочия которого входит утверждение правил безопасности и готовности объекта к проведению спортивных мероприятий <18>.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Обратить внимание судей на то, что исходя из толкования части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2023 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2.1 и статьи 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа"
Вместе с тем при проверке конституционности статьи 12.32 КоАП Российской Федерации важно иметь в виду, что в силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания возможны лишь при установлении вины такого лица в совершении соответствующего административного правонарушения. Это, в свою очередь, означает, что даже с оговоркой о том, что виновность юридического лица является так или иначе следствием виновности его должностных лиц или работников, привлечение которых к административной или уголовной ответственности не освобождает - согласно императивному указанию, содержащемуся в части 3 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, - от административной ответственности само юридическое лицо, при привлечении к ней последнего необходимо установление именно его собственной вины.