Приватизация земельного участка заповедник

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка заповедник (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября 2018 г.)"
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
("Статут", 2019)
Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предопределяет соотношение частных и публичных интересов в сфере использования и охраны земель. Право граждан иметь в частной собственности земельный участок (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ), подлежащее защите наравне с публичной собственностью на землю, связано условием использования и охраны земель как основы жизни и деятельности народов. Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. По жалобам граждан, полагающих нарушенными (федеральными законами) их различных частных интересов (связанных с приватизацией земельного участка в зоне санитарной охраны водного объекта, с размещением и приватизацией жилого дома или иного жилого помещения на территории государственного заповедника, на землях рекреационного назначения, в лечебно-оздоровительной местности), Конституционный Суд РФ считает оспариваемые нормы законов принятыми в развитие соответствующих статей Конституции РФ, в том числе ч. 1 ст. 9 <1>.
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)
Во-вторых, если речь идет о приватизации земельного участка под объектом недвижимости, то приватизация может быть в принципе невозможна по причине специального режима самой территории, на которой расположен земельный участок. Так, в частности, ограничены в обороте земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, участками, расположенными в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <4>. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, но могут быть объектами иных сделок, в частности могут быть предоставлены в аренду.

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
<Письмо> Росреестра N 11-4483-ОС/21, Минприроды России N 01-15-53/17177, Минстроя России N 24974-ИФ/08, Росимущества N ВЯ-10/19630 от 17.06.2021
<О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации">
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 505-ФЗ) земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков также не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Законом N 33-ФЗ.