Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства

Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС, сославшись на создание налогоплательщиком формального документооборота по хозяйственным операциям с контрагентами. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и о возмещении НДС. Налогоплательщик указал, что основную часть доказательств, положенных в основу решения, налоговый орган получил из материалов предыдущей выездной налоговой проверки, решение по которой было признано недействительным по итогам судебного разбирательства, при этом в ходе судебного разбирательства была подтверждена реальность хозяйственных операций и правомерность налоговых вычетов в отношении спорных контрагентов. Суд пришел к выводу, что новое решение налогового органа вступает в противоречие с судебным актом по делу об оспаривании предыдущего решения и тем самым ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение правомерных ожиданий налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, признал решение налогового органа недействительным и обязал налоговый орган возместить НДС.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 Конституции РФ"Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства: налоговые аспекты
(Пилипенко А.А.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 1)
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в налоговой сфере. В контексте невозможности достижения правовой определенности делается вывод о необходимости следования государством в лице соответствующих органов презумпции правоты налогоплательщика. Предлагается закрепить в налоговом законодательстве принцип поддержания доверия налогоплательщика к закону и действиям государства.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)
Помимо учета критериев допустимости изменения параметров пенсионного возраста соответствующий закон должен отвечать и требованиям конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону, и действиям государства, именуемого иногда принципом правовой безопасности. Доверие по отношению к установленному правопорядку - особая ценность правового и социального государства, которая связана с достоинством личности, признанием прав и свобод человека высшей ценностью. Отмечая связанность воли законодателя требованиями данного принципа и раскрывая его содержание применительно к регулированию пенсионного обеспечения, Суд неоднократно и последовательно указывал на то, что он предполагает обеспечение правовой определенности, разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности собственного официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты <1>.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)
Между тем С. приводил доводы о том, что он родился в 1953 году, длительное время (с 1 января 2010 г., - т.е. более 10 лет) получал пенсию по старости в ошибочном, как полагал ответчик, размере; его право на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в связи с чем одностороннее изменение пенсионным органом размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения существенно нарушило его пенсионные права и повлияло на его материальное положение.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)
В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.