Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС, сославшись на создание налогоплательщиком формального документооборота по хозяйственным операциям с контрагентами. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и о возмещении НДС. Налогоплательщик указал, что основную часть доказательств, положенных в основу решения, налоговый орган получил из материалов предыдущей выездной налоговой проверки, решение по которой было признано недействительным по итогам судебного разбирательства, при этом в ходе судебного разбирательства была подтверждена реальность хозяйственных операций и правомерность налоговых вычетов в отношении спорных контрагентов. Суд пришел к выводу, что новое решение налогового органа вступает в противоречие с судебным актом по делу об оспаривании предыдущего решения и тем самым ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение правомерных ожиданий налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, признал решение налогового органа недействительным и обязал налоговый орган возместить НДС.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС, сославшись на создание налогоплательщиком формального документооборота по хозяйственным операциям с контрагентами. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и о возмещении НДС. Налогоплательщик указал, что основную часть доказательств, положенных в основу решения, налоговый орган получил из материалов предыдущей выездной налоговой проверки, решение по которой было признано недействительным по итогам судебного разбирательства, при этом в ходе судебного разбирательства была подтверждена реальность хозяйственных операций и правомерность налоговых вычетов в отношении спорных контрагентов. Суд пришел к выводу, что новое решение налогового органа вступает в противоречие с судебным актом по делу об оспаривании предыдущего решения и тем самым ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение правомерных ожиданий налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, признал решение налогового органа недействительным и обязал налоговый орган возместить НДС.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 Конституции РФ"Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства: налоговые аспекты
(Пилипенко А.А.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 1)В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в налоговой сфере. В контексте невозможности достижения правовой определенности делается вывод о необходимости следования государством в лице соответствующих органов презумпции правоты налогоплательщика. Предлагается закрепить в налоговом законодательстве принцип поддержания доверия налогоплательщика к закону и действиям государства.
(Пилипенко А.А.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 1)В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в налоговой сфере. В контексте невозможности достижения правовой определенности делается вывод о необходимости следования государством в лице соответствующих органов презумпции правоты налогоплательщика. Предлагается закрепить в налоговом законодательстве принцип поддержания доверия налогоплательщика к закону и действиям государства.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Помимо учета критериев допустимости изменения параметров пенсионного возраста соответствующий закон должен отвечать и требованиям конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону, и действиям государства, именуемого иногда принципом правовой безопасности. Доверие по отношению к установленному правопорядку - особая ценность правового и социального государства, которая связана с достоинством личности, признанием прав и свобод человека высшей ценностью. Отмечая связанность воли законодателя требованиями данного принципа и раскрывая его содержание применительно к регулированию пенсионного обеспечения, Суд неоднократно и последовательно указывал на то, что он предполагает обеспечение правовой определенности, разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности собственного официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты <1>.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Помимо учета критериев допустимости изменения параметров пенсионного возраста соответствующий закон должен отвечать и требованиям конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону, и действиям государства, именуемого иногда принципом правовой безопасности. Доверие по отношению к установленному правопорядку - особая ценность правового и социального государства, которая связана с достоинством личности, признанием прав и свобод человека высшей ценностью. Отмечая связанность воли законодателя требованиями данного принципа и раскрывая его содержание применительно к регулированию пенсионного обеспечения, Суд неоднократно и последовательно указывал на то, что он предполагает обеспечение правовой определенности, разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности собственного официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты <1>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Между тем С. приводил доводы о том, что он родился в 1953 году, длительное время (с 1 января 2010 г., - т.е. более 10 лет) получал пенсию по старости в ошибочном, как полагал ответчик, размере; его право на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в связи с чем одностороннее изменение пенсионным органом размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения существенно нарушило его пенсионные права и повлияло на его материальное положение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Между тем С. приводил доводы о том, что он родился в 1953 году, длительное время (с 1 января 2010 г., - т.е. более 10 лет) получал пенсию по старости в ошибочном, как полагал ответчик, размере; его право на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в связи с чем одностороннее изменение пенсионным органом размера его страховой пенсии по старости в сторону уменьшения существенно нарушило его пенсионные права и повлияло на его материальное положение.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.