Применение ст. 40 нк рф

Подборка наиболее важных документов по запросу Применение ст. 40 нк рф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ"Следовательно, применение нормы пункта 2 статьи 40 НК РФ с учетом главы 14.3 НК РФ производится только ФНС России, территориальные органы не могут оценивать правильность применения рыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом в силу прямого запрета, установленного в абзаце третьем пункта 1 статьи 105.17 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ"Ссылка в частной жалобе на необходимость применения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, является ошибочной, поскольку предмет правового регулирования данного кодекса составляют отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, страховых взносов, принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, закрепленные статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут распространяться на отношения, связанные с оценочной деятельностью и определением кадастровой стоимости."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)
В основе публичных угроз лежат две основные причины. "Первая связана с тем, что субъект управления системой безопасности оказался не в состоянии определить реальное состояние объективных условий системы безопасности и их использовать в необходимой мере" [35, с. 68]. Примером может служить наделение в 1990-х годах субъектов Федерации правом устанавливать собственные налоги, приведшее к чрезмерному увеличению налоговой нагрузки, а следовательно, к стимулированию уклонения от уплаты налогов. "В другом случае субъект управления системой безопасности также оказывается не в состоянии определить свои реальные субъективные возможности и способности, которыми он обладает и может использовать в процессе научного управления системой безопасности" [35, с. 68]. Примером может служить применение в 2000 - 2011 годах положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в данной статье устанавливались крайне строгие критерии пересмотра в части налогообложения цен в сделках между хозяйствующими субъектами, квалификации должностных лиц налоговых органов очень часто оказывалось недостаточно для правильного применения данной статьи при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Поэтому суды были вынуждены по формальным основаниям нарушения данной статьи признавать недействительными решения налоговых органов, вынесенные по итогам таких проверок.
Статья: К вопросу о понятии внешнеэкономической деятельности для целей налогообложения
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)
Наиболее ярким, на наш взгляд, и исторически первым примером подобной неэффективности по праву можно считать возникновение в начале 2000-х гг. категории судебных споров, связанных с отнесением тех или иных совершаемых налогоплательщикам сделок к категории внешнеторговых. Так, как известно, для налоговых органов устанавливается право осуществления контроля за полнотой исчисления налогов при проверке правильности применения цен при внешнеторговых сделках (подп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ). Основной практической сложностью применения указанной нормы в указанный период стали случаи ее расширительного толкования: налоговые органы пытаются проверить цены сделок, формально не являющихся внешнеторговыми, но совершаемых теми же налогоплательщиками и так или иначе связанных с внешнеторговыми <8>. Судебной практике удалось сдержать этот процесс за счет принятия ряда решений, ограничивающих действия налоговых органов по расширительному толкованию понятия внешнеторговой сделки для целей налогообложения.

Нормативные акты

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>
Установленный указанной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.