Прибрежная защитная полоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Прибрежная защитная полоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию договоров управление приняло решение о приостановлении такой регистрации... В качестве оснований для приостановления государственной регистрации управление указало, что спорные договоры аренды в пункте 3.3.2 предусматривают право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643... установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
(КонсультантПлюс, 2025)По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию договоров управление приняло решение о приостановлении такой регистрации... В качестве оснований для приостановления государственной регистрации управление указало, что спорные договоры аренды в пункте 3.3.2 предусматривают право арендатора возводить на земельных участках здания, строения и сооружения, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643... установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Водоохранная зона: что следует учитывать при строительстве?
("Официальный сайт Росреестра", 2021)В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. При обратном или нулевом уклоне она составляет 30 метров. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. В этом случае она составляет 200 метров.
("Официальный сайт Росреестра", 2021)В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. При обратном или нулевом уклоне она составляет 30 метров. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. В этом случае она составляет 200 метров.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
(ред. от 31.07.2025)Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, между гр. Ф.И.О.1 и администрацией Лахденпохского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка. Арендатор умер, его права и обязанности перешли к гр. К. в порядке наследования. До истечения срока действия договора аренды К. обратился в Министерство с заявлением о заключении договора аренды на новый срок для ведения личного подсобного хозяйства. Однако Министерство отказало в удовлетворении заявления в связи с расположением земельного участка в прибрежной защитной полосе водного объекта, уведомило К. о прекращении действия договора аренды. Но менее чем через год после прекращения действия договора аренды Министерство заключило договор аренды спорного земельного участка с другим лицом (Ф.И.О.2).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, между гр. Ф.И.О.1 и администрацией Лахденпохского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка. Арендатор умер, его права и обязанности перешли к гр. К. в порядке наследования. До истечения срока действия договора аренды К. обратился в Министерство с заявлением о заключении договора аренды на новый срок для ведения личного подсобного хозяйства. Однако Министерство отказало в удовлетворении заявления в связи с расположением земельного участка в прибрежной защитной полосе водного объекта, уведомило К. о прекращении действия договора аренды. Но менее чем через год после прекращения действия договора аренды Министерство заключило договор аренды спорного земельного участка с другим лицом (Ф.И.О.2).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству, реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)<28> См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)<28> См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2016. N 19. Ст. 2699.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
Статья: Правовое регулирование цифровизации контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Один и тот же категорированный объект может быть объектом нескольких видов контроля. По каждому виду контроля ЕРВК предоставляет возможность получения информации об уровне контроля, дате начала осуществления вида контроля, названии вида контроля и о статусе (действующий или недействующий). В качестве контролируемых лиц в различных видах контроля могут выступать: индивидуальные предприниматели, юридические лица, иностранные юридические лица, физические лица и иностранные физические лица. В системе ЕРВК выделяются различные типы объектов контроля. Например, производственные объекты (например, водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос) и результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды. Наряду с Единым реестром видов контроля в контрольно-надзорной деятельности применяется федеральная государственная информационная система "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий - Единый реестр проверок". Информационный ресурс ФГИС ЕРКНМ - ЕРП предоставляет возможность поиска контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. Каждое контрольно-надзорное мероприятие имеет учетный номер, который одновременно является критерием для поиска КНМ в ФГИС ЕРКНМ - ЕРП. Используемые государственные информационные системы являются общедоступными, что обеспечивает реализацию принципа открытости реализации полномочий государственной власти. Информационные системы служат средством идентификации субъектов общественных отношений, в том числе участников контрольно-надзорной деятельности. Идентификация пользователя является одновременно условием для пользования функционалом государственных информационных систем. На сегодняшний день в правоприменительной практике отсутствует единообразный подход к определению таких понятий, как информационная система, государственная информационная система.
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Один и тот же категорированный объект может быть объектом нескольких видов контроля. По каждому виду контроля ЕРВК предоставляет возможность получения информации об уровне контроля, дате начала осуществления вида контроля, названии вида контроля и о статусе (действующий или недействующий). В качестве контролируемых лиц в различных видах контроля могут выступать: индивидуальные предприниматели, юридические лица, иностранные юридические лица, физические лица и иностранные физические лица. В системе ЕРВК выделяются различные типы объектов контроля. Например, производственные объекты (например, водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос) и результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды. Наряду с Единым реестром видов контроля в контрольно-надзорной деятельности применяется федеральная государственная информационная система "Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий - Единый реестр проверок". Информационный ресурс ФГИС ЕРКНМ - ЕРП предоставляет возможность поиска контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. Каждое контрольно-надзорное мероприятие имеет учетный номер, который одновременно является критерием для поиска КНМ в ФГИС ЕРКНМ - ЕРП. Используемые государственные информационные системы являются общедоступными, что обеспечивает реализацию принципа открытости реализации полномочий государственной власти. Информационные системы служат средством идентификации субъектов общественных отношений, в том числе участников контрольно-надзорной деятельности. Идентификация пользователя является одновременно условием для пользования функционалом государственных информационных систем. На сегодняшний день в правоприменительной практике отсутствует единообразный подход к определению таких понятий, как информационная система, государственная информационная система.
Статья: Ограничения прав на землю в границах зон с особыми условиями использования территорий: вопросы практического и теоретического осмысления
(Васючкова О.А., Каряка А.М.)
("Юрист", 2024, N 2)Вторым существенным ограничением является запрет на использование земельного участка, не соответствующего требованиям, установленным в отношении ЗОУИТ, в границах которой он расположен. Выражается данное ограничение в установлении особых требований к осуществлению его собственником хозяйственной и иной деятельности на данных территориях. Например, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных <9>. В отношении земельных участков также предусмотрена возможность их приведения в соответствие с разрешенным видом использования.
(Васючкова О.А., Каряка А.М.)
("Юрист", 2024, N 2)Вторым существенным ограничением является запрет на использование земельного участка, не соответствующего требованиям, установленным в отношении ЗОУИТ, в границах которой он расположен. Выражается данное ограничение в установлении особых требований к осуществлению его собственником хозяйственной и иной деятельности на данных территориях. Например, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных <9>. В отношении земельных участков также предусмотрена возможность их приведения в соответствие с разрешенным видом использования.
Ситуация: Какова ответственность за стоянку у водоемов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Водные объекты (реки, ручьи, озера и др.) имеют водоохранную зону и прибрежную защитную полосу.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Водные объекты (реки, ручьи, озера и др.) имеют водоохранную зону и прибрежную защитную полосу.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В статье раскрывается содержание понятия "охрана водных объектов", особое внимание уделяется рассмотрению правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос как одного из правовых механизмов охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления. Проводится анализ особенностей правового режима водоохранных зон советского и действующего российского законодательства. На основе действующего законодательства и актуальной судебной практики рассмотрены характеристики правового режима вышеуказанных зон и некоторые проблемы соблюдения режима (например, нарушения правового режима водоохранной зоны в связи с отсутствием на местности информационных знаков), с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности. В этой связи отдельное внимание уделено необходимости информирования природопользователей и повышения их уровня экологической культуры. Автор приходит к выводу о несоответствии действующего водного законодательства в контексте правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос экосистемному подходу в природопользовании. Формально предусмотренное правовое регулирование создает лишь видимость наличия эффективных механизмов охраны вод.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В статье раскрывается содержание понятия "охрана водных объектов", особое внимание уделяется рассмотрению правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос как одного из правовых механизмов охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления. Проводится анализ особенностей правового режима водоохранных зон советского и действующего российского законодательства. На основе действующего законодательства и актуальной судебной практики рассмотрены характеристики правового режима вышеуказанных зон и некоторые проблемы соблюдения режима (например, нарушения правового режима водоохранной зоны в связи с отсутствием на местности информационных знаков), с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности. В этой связи отдельное внимание уделено необходимости информирования природопользователей и повышения их уровня экологической культуры. Автор приходит к выводу о несоответствии действующего водного законодательства в контексте правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос экосистемному подходу в природопользовании. Формально предусмотренное правовое регулирование создает лишь видимость наличия эффективных механизмов охраны вод.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов, могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.