Президент РФ может быть отрешен от должности

Подборка наиболее важных документов по запросу Президент РФ может быть отрешен от должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовая ответственность: старые проблемы и новые решения
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)
Приведем пример из Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <8>. Так, п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона указывает на возможность Президента РФ отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта в связи с утратой доверия. Данное основание предоставляет Президенту широкое усмотрение. В данном случае поводом может стать даже не нарушение законодательства РФ высшим должностным лицом субъекта, а, например, принятие решений, которые не соответствуют представлениям федеральной власти относительно проводимой политики. Разумеется, это можно расценивать как меру политического влияния, облеченную в правовую форму. Образование института права для подобных оснований отрешения "с усмотрением вышестоящих лиц" представляется затруднительным, поскольку при попытке это сделать будет невозможно создать хотя бы одну норму в качестве "общей части" или "общего правила" для данных случаев. Имеет место рядовое полномочие вышестоящего должностного лица прекратить полномочия нижестоящего. Что же касается ситуаций, когда имеется решение суда, то данный случай вызывает некоторые трудности, которые связаны именно с установлением судом нарушения со стороны должностных лиц. Если суд устанавливает нарушение законодательства РФ должностным лицом, то возникает вопрос о том, какая именно ответственность должностного лица присутствует в данном случае. А дальнейшее прекращение его деятельности в силу установления судом факта нарушения законодательства является ли продолжением самого решения суда или является чем-то отдельным?
Статья: Вопросы формирования системы федеративных отношений в России
(Уваров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)
Заметно расширились меры ответственности, применяемые Президентом РФ к высшему должностному лицу субъекта РФ (ст. 29 Закона 2021 г.). Однако дискуссионным является вопрос о праве Президента РФ отрешить такое лицо от должности в связи с утратой доверия (п. 1 ч. 4 ст. 29), ведь высшее должностное лицо субъекта РФ в любом случае назначается не Президентом РФ. Как отмечает К.М. Худолей, "неопределенность формулировки "в связи с утратой доверия" делает возможным ее произвольное применение, что вряд ли допустимо, если рассматривать ее как определенную меру конституционно-правовой ответственности" <9>. Данную норму ввиду ее неясности и декларативности следует считать законодательным дефектом (а точнее - законодательным излишеством). Более уместным представляется наделить правом отрешения от должности либо избирателей <10>, либо законодательный орган субъекта РФ. К тому же Президент РФ уже наделен полномочием по отрешению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, предусмотренном ч. 1 и 2 ст. 29 Закона 2021 г.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.