Предмет прокурорского надзора за соблюдением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия

Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет прокурорского надзора за соблюдением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Разграничение компетенции органов прокуратуры и суда по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)
Надзорная деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, традиционно рассматривается в качестве процессуальной деятельности по выявлению, предупреждению и устранению правонарушений <4>. Поскольку она всегда имеет предметный характер, то вопрос четкого определения предмета надзора является основополагающим для любой его отрасли и ключевым при разграничении компетенции с иными органами государственной власти. Специалисты-теоретики различным образом определяли предмет прокурорского надзора <5>. Большинство ученых склонялось к тому, что общим предметом прокурорского надзора является соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, то есть законность деятельности поднадзорных прокуратуре объектов <6>. Научная дискуссия и отсутствие единых теоретических подходов повлекли за собой потребность установить предмет прокурорского надзора для каждой существующей отрасли (ст. 21, 26, 29, 32 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <7> (далее - Закон о прокуратуре)). Научная полемика о должных элементах предмета прокурорского надзора в специальных отраслях не прекращается и в наши дни. К сожалению, предмет надзора за исполнением законов в ОРД и в процессуальной деятельности не дифференцирован, что порождает как теоретические, так и правоприменительные проблемы в прокурорской деятельности. Разграничение самостоятельных предметов надзора за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью имеет объективную потребность <8>. Анализ сущности и содержания прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД делает необходимым выделение его самостоятельного предмета <9>, разграничивая его с элементами предмета надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. К предмету прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД (ст. 29 Закона о прокуратуре) относятся: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок выполнения ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Статья: Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве - право следователя или прокурора?
(Дудина Н.А.)
("Российский следователь", 2019, N 10)
Следует пояснить, что в соответствии со ст. 37 УПК РФ, а также ч. ч. 1, 2 ст. 1, гл. 1 и 3 раздела III Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, причем предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем п. 5.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, введенный Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 322-ФЗ, и существующая с 2009 года ч. 5 ст. 21 УПК РФ закрепляют за прокурором право заключать досудебное соглашение о сотрудничестве.

Нормативные акты