Порча земель сельскохозяйственного назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Порча земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 42 "Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков" ЗК РФУказанная обязанность вытекает из смысла ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель."
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2022 N 16-7175/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель.
Решение: Отказано.
Утверждение заявителя жалобы о том, что ими разработан проект рекультивации, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения. При рассмотрении дела установлено, что в ходе проведения земляных работ связанных со снятием и перемещением плодородного слоя, обществом допущена порча плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения на конкретном земельном участке. Указанные нарушения подтверждены имеющимися в деле доказательствами, не противоречащими друг другу. Вопреки доводам жалобы, ответственность за данные нарушения правильно возложена на АО "Новосибирскавтодор".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с муниципальной властью в вопросах регулирования недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)
Зависимость от добычи имеет ряд негативных эффектов, поэтому регионы стремятся ее преодолевать, в том числе путем принятия государством и региональными органами управления качественных комплексных управленческих решений, включая пересмотр правовой составляющей модели управления недропользованием: традиционно распределение недр было в компетенции федеральных органов власти, а субъекты федерации осуществляли согласовательную, совещательную функции. Порой недостаточной была проработка вопроса неизбежных потерь, возникающих при вовлечении территорий в недропользование, в том числе порча сельскохозяйственных земель, задействование территорий коренных и малочисленных народов, разрушение водной экосистемы и проч. Как следствие, занятая недропользованием земная поверхность менялась навсегда, заставляя меняться и социально-экономический быт проживающего там населения.
Статья: Развитие института государственного земельного контроля (надзора)
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)
Например, земельные участки заповедников находятся под контролем федеральных государственных бюджетных учреждений, которые уполномочены привлекать к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ. Или другой пример: ст. 8.6 "Порча земель" КоАП РФ относится к государственному земельному надзору только в части земель сельскохозяйственного назначения. По общему правилу эта норма находится в юрисдикции экологического надзора согласно ст. 23.29 КоАП РФ.

Нормативные акты

Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2
(ред. от 10.07.2003)
"Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса"
расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, а также на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) иными родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.